Что может быть проще трехколесного велосипеда? Иди в любой детский магазин или на ближайший рынок и выбирай: хочешь - синий, хочешь - красный, хочешь - с косичками на руле, хочешь с головой мультяшного зверя...
К сожалению это лишь иллюзия выбора, потому что если не обращать внимание на оформление, то все представленное разнообразие сводится к такому "выбору":
Повторюсь, велосипеды могут выглядеть по-разному, более или менее "круто", родители могут гордится тем, что, скажем, страна производитель не Китай, а Белорусия, но суть в том, что это один и тот же велосипед, одна и та же модель. Неудачная. К сожалению, большинство (не-велосипедисты в основном) этого не понимают, потому производители не морочатся и производят не то, что лучше для детей, а то, что проще сделать. Все равно ведь купят. А что половина детей ездить не станет - так это уже проблемы родителей.
Небольшой экскурс в историю - когда-то велосипеды были именно такие, которые предлагаются сейчас малышам - с педалями на переднем колесе:
Задумывались, почему переднее колесо было большим? Потому что тогда у велосипедов не было цепи. Без цепи один оборот педалей равнялся одному обороту колеса. Хочешь, чтоб велосипед ехал побыстрее - делай колесо больше, другого пути не было.
Думаю, вы понимаете, что конструкция усложнилась шестернями и цепью не от того, что инженерам было нечем заняться, а потому что на таких велосипедах легче ездить, и взрослые велосипедисты очень быстро это поняли.
А теперь еще раз посмотрите на то, как выглядит типичный детский трехколесный велосипед:
Это же в чистом виде тот самый первый велосипед, без цепи, в котором сколько оборотов педалями сделал, столько же колесо и проехало! Только ребенок еще и сидит неудобнее, чем велосипедист позапрошлого века.
К слову, есть трехколесные велосипеды и для взрослых. Случаи бывают разные, люди могут быть стариками, инвалидами, просто клинически неспособными к удерживанию равновесия. Это узкий сегмент потребителей, но он есть, и некоторые производители работают на него. И конструкция у велосипеда для взрослых не такая, какую предлагают малышам, правильная:
Взрослый, он ведь над собой издеваться не будет, неудобную конструкцию просто не купит. А если вдруг купит, то все равно в отзыве внятно объяснит, почему производитель не прав и куда ему надо засунуть свою продукцию, если на ней невозможно ездить.
А дети покорно "хавают что дают". Вернее не хавают, зрелище, когда двухлетний клиент рассекает на типовом трехколесном велосипеде вобще довольно редкое. Кто-то осваивает, конечно, но далеко не все. Родители вздыхают "не дорос еще", а дело не только в дорастании. Дали б велосипед нормальный, половина "недорослей" показали бы класс :)
Обратимся к класике. Вот описание велосипеда из "Денискиных рассказов"
Еще когда я был маленький, мне подарили трехколесный велосипед. И я на нем выучился ездить. Сразу сел и поехал, нисколько не боясь, как будто я всю жизнь ездил на велосипедах. [...] А потом дядя Женя отвернул у моего велосипеда одно колесо, и он стал двухколесным, и я опять очень быстро все заучил. И ребята во дворе стали меня называть "чемпионом мира и его окрестностей".
В. Драгунский "Мотогонки по отвесной стене" (Денискины рассказы)
Когда я это прочла впервые - я была озадачена: разве возможно у детского трехколесного велосипеда открутить одно колесо? Но однажды, уже будучи взрослой, я встретила в прокате детских товаров древний велосипедик такого типа:
Вот только глядя на него я поняла, на каком трехколесном велосипеде рассекал "чемпион мира и окрестностей" Дениска. На таком. Их было несколько модификаций и назывались они комбинированными. Именно такой велосипед можно преобразовать в двухколесный при помощи рукастого дяди Жени. И, внезапно, именно такой трехколесный велосипед - самый удобный для маленького ребенка, если цель - научить его крутить педали.
Я поделилась наблюдением с еще большим олдфагом, чем я - с папой. Он посмотрел на взятый в прокат велосипедик и сказал:
- Такой был у моего младшего брата.
- А такие как сейчас, с педалями на переднем колесе, были?
- Были, но такие брали от бедности. Или их приобретали организации для галочки - какой-нибудь детский сад, которому положено было в числе игрушек иметь трёхколёсный транспорт.
А что сейчас? Запрос в интернете "Трехколесный велосипед с цепью" выдает не только советскую классику, регулярно встречаются и явно современные варианты:
Есть, в общем, нормальные велосипеды. Это вам не нулевые, когда при кажущемся изобилии все детские вундервафли стоили космос, и при этом доставать из надо было извилистыми путями, особенно жителям провинции.
Но тридцать лет отсутствия на рынке нормальных предложений, кажется, сделали свое дело в том контексте, что массово люди не очень понимают, чем хороший велосипед отличается от плохого. Выбирают по каким угодно критериям - от цвета до надёжности, но конструктивные особенности ушли куда-то в область магического знания. И не только у пользователей, но и у производителей. На правильные трехколесные велосипеды в итоге просто нет спроса. А зачем тогда производителям делать как сложнее, но лучше, если можно делать как проще, если и так покупают?
К счастью, мир - довольно устойчивая штука. И, если закрывается одна дверь, то напором где-то открывает другую. С детскими велосипедами произошло что-то подобное, потому что появились беговелы.
Тем и утешимся.