Вообще, теснота и аскетизм очень часто ассоциируется с отечественным танкостроением. В наше время уже чаще говорят про советские послевоенные танки, однако проблема эта была известна еще со времен Великой Отечественной войны, а на самом деле появилась в тот момент, когда появились первые танки. Но время шло, ситуация должна была меняться, впрочем, почему-то сильно не изменилась, и до сих пор сложно встретить высоченного танкиста.
Вообще спроектировать танк — это не только создать для него ходовую часть, силовую установку или же сделать мощное орудие, которое должно уничтожать вражеские машины. Нет, надо еще обратиться к вопросам “внутреннего мира”, то есть внутренней компоновки машины. И вот тут мы и встречаем проблему: дело в том, что всегда есть некоторые базис, который переходит с одной модели на другую. Поэтому наработки с танков Т-34 ушли на Т-44, с Т-44 на Т-54 и так далее. В дальнейшем в наших машинах появился автомат заряжания, переделали ходовую часть, и надо сказать что относительно Т-34 следующие машины можно считать достаточно просторными. И вот когда проектируется скажем новая башня, она создает под реалии того времени, а что будет дальше, кто его знает. Именно поэтому и возникают проблемы, особенно когда создаются новые штуки для машины, которые банально съедают всё внутреннее пространство.
Вот, например, придумали систему управления огнем “Сосна-У”, которая в итоге должна каким-то образом залезть в башню от танка Т-72, однако при этом возникают проблемы. Дело в том, что никто в свое время не подумал, что в танки Т-72 будут ставить большое количество экранов, так теперь они закрывают азимутальный круг, который указывает на положение башни относительно корпуса. И на самом деле проблема достаточно проста: современные средства требуют современной архитектуры. Сейчас придумываются уже такие вещи, в которые тогда поверить было сложно. Вот поэтому в танках Т-90М “Прорыв” количество места для экипажа танка. Да и в целом конечно, в нашем отечественном танкостроении достаточно редко думали про удобство танкиста, не те задачи были поставлены.
Поэтому, например, с другой стороны, мы до сих пор и носим такие шлемофоны, которые буквально защищают всё голову, хотя с другой стороны и американские танкисты не лучше, хотя их шлема нацелены на то, чтобы можно было еще и от осколка защитить.