Найти тему
Alien про кино

"Марс экспресс" (2023). Что такое художественность?

Каким будет мир через 200 лет? Киберпанк на красной планете, без уличной анархии, социальных конфликтов и вездесущего неона.

Хороший мульт, очень французский, но честно говоря, я ожидал большего. Такое шикарное, невероятное киберпанковское будущее, выглядит неожиданно реалистично, совсем не так, как например в "Бегущем по лезвию", или в аниме "Призрак в доспехах". Мне здесь не хватило художественности, она постепенно уходит куда-то из современного кино и мультфильмов. Те же французские "Властелины времени", (1982) были очень даже художественные.

Здесь андроиды втихаря строили космический корабль.
Здесь андроиды втихаря строили космический корабль.

Конечно, художественность понятие размытое, точно не понимаю его и я, избитое слово ламповость приходит на ум, что по правде говоря, тоже не совсем ясно. А давайте посмотрим, что нам скажет Википедия:

"Художественный фильм это произведение киноискусства, фильм как продукт художественного творчества".

Хм, понятно, но размыто, покопавшись в словарях, я кажется нашëл нужное определение:

"Художественность это изображение действительности в образах".

Вроде ничего, хотя действительность к фантастике не относится. Или, подождите, может это внутренняя действительность?

Алин Руби.
Алин Руби.

Всë ясно, образы это не только персонажи, в любом жанре кино есть свой эстетический и художественный, пространственный образ - киношная реальность. Где есть свой свет, цвет, звук, монтаж, своя драматургия, глубина кадра и пространство внутри. Актëры. Важны типаж, характеры главных героев, взаимодействие с ними других персонажей, вещи и предметы что их окружают, история и эстетические акценты.

Кажется в "Марс экспресс" всë это есть, и стиль и характеры, однако кое-чего не хватает. Образа - чувственного содержания чего либо, привязанности автора к главному герою в частности. Поэтому, киберпанк здесь, так отличается от "Бегущего по лезвию". Авторы обмельчали?

Андроид сошёл с ума - его взломали, пришлось ликвидировать.
Андроид сошёл с ума - его взломали, пришлось ликвидировать.

На что делать упор в художественном произведении, думаю понятно, короче говоря, в кино всë зависит от художника-постановщика, режиссëра, сценариста и подбора актëров. В мультипликации почти тоже самое.

Когда я копался в определениях этой самой художественности, нашëл пару комментариев, где на мой взгляд, дано правильное определение. Полностью согласен с авторами.

"Художественность должна совмещать в себе визуальное наслаждение, идею научной работы и нравственный подвиг".
"Для меня художественность в фильме, если смысл и содержание передаëтся стилистически, а не только сюжетом, когда фильму придают определëнный образ, не шаблон".

Пресловутый образ можно раскрыть только при наличии воображения в чувственном содержании, вот и получается, в чëм-то авторы обмельчали. Вот почему современные фильмы отличаются кинопродукции 80х и 90х, сами подумайте, что нас так притягивает в старом кино как не художественность, сюжет мы знаем наизусть, но пересматриваем эти фильмы помногу раз.

Ничего такой, Марс.
Ничего такой, Марс.

Купола наше всë.
Купола наше всë.

Можно подискутировать на эту тему, но даже самые отъявленные критики признают: художественность в фильмах или анимации зависит не только от перечисленного выше, но и от времени, когда они снимались. Сегодня нам всем, чего-то, да не хватает.

Ладно, бог с ней, с художественностью, вернëмся к мультфильму.

Режим трезвости активирован.
Режим трезвости активирован.

В центре сюжета невезучий частный детектив Алин Руби (в алкогольной завязке) и еë напарник, андроид старой модели - Карлос Ривьера. Настоящий Ривьера умер, его личность загружена в робота. В марсианском городе Ноктис, детективы ведут расследование о хакерских взломах, уничтожающих директивы безопасности андроидов. Вскоре частные сыщики поймут, что столкнулись с масштабным заговором и на них начнëтся настоящая охота.

Детектив Ривьера нарушает законы робототехники.
Детектив Ривьера нарушает законы робототехники.

ИИ повсеместно и в порядке вещей, куда ни плюнь, андроиды, в некоторые модели можно загружать сознание умерших людей, копирование живых запрещено. Но кого это останавливает? Органические процессоры, мыслепередача и можно подзаработать: сдать свой мозг в аренду, в качестве обработки информации для какой-нибудь компании. Обычное техно-капиталистическое будущее.

При работе с информацией, мозг настраивают работать в ускоренном режиме, это небезопасно.
При работе с информацией, мозг настраивают работать в ускоренном режиме, это небезопасно.

Повторю, хороший мульт, красивый - качественно сделан, пусть мне даже кое-чего не хватило, всë равно, это интересная история и реализация, + бодрый экшен. Правда иногда я испытывал дежавю, создатели понадëргали множество идей из литературы, известных киберпанковских фильмов и мультфильмов. Самый простой пример, завязка "Марс экспресс", здорово напоминает фильм "Я робот" (2004).

-10

Но однозначного копирования нет, чужие идеи переработаны и используются только в общей планировке произведения, в остальном идеи более чем развиты, с добавлением своего, французского. Концовку я толком не понял, она неоднозначная. Кажется это был некий процесс возвышения роботов, исцеление можно сказать, преобразование, увы, в мультфильме недоступное людям. Хотя стоп, у нас же есть душа, и весит она - 21 грамм.

На этом всë, смотрите хорошие мультфильмы, комментируйте и не забывайте про лайк.

P.S. Боюсь, такое описание может отпугнуть от просмотра, но заверяю вас, всë не так плохо как может показаться, и вообще, не советую верить обзорщикам.