Найти тему

Почему мой ребенок не ест, как другие?

Оглавление

Потребность в питании – одна из самых насущных для любого человека. Маленький человек тратит много энергии на рост и развитие, у него высокая степень двигательной активности, яркая эмоциональная вовлеченность в происходящие события. Чтобы покрывать все эти энергозатраты, ему нужно полноценно питаться. Вот почему родители сильно переживают и беспокоятся, если их кроха ест недостаточно.

Для начала разберемся: а есть ли вообще проблема? Если ребенок плохо ест, но при этом не теряет килограммы, растет и развивается по возрасту, у него хорошее настроение и самочувствие – тогда беспокоиться не о чем. Но зачастую плохой аппетит у ребенка связан с конкретными причинами, которые нужно вовремя устранять.

Причины, по которым малыш может потерять интерес
к еде.

  1. Физиологические (проблемы с внутренними органами) – выявляются в результате обследования у педиатра, эндокринолога, гастроэнтеролога и других специалистов. Также анализы крови (общий и биохимический) могут о многом рассказать. Возможно, у ребенка нет аппетита из-за низкого железа. Тогда он будет есть мало, избирательно, чувствовать вкусы искаженно. Нередко при сниженном железе маленькие дети едят бумагу.
  2. Психологические (состояние стресса, психические расстройства) – выявляются на приеме у психолога и психиатра. К этой категории относятся также расстройства, вызванные насильным кормлением, кормлением по часам, без учета чувства голода ребенка.
  3. Объективные обстоятельства (жаркая погода, увлеченность игрой, перевозбуждение, инфекционное заболевание) – такие причины, как правило, влекут временное изменение аппетита.

Когда нужно срочно привлекать специалиста

Во многих случаях проблему отсутствия аппетита у крохи родители могут решить самостоятельно. Но иногда без помощи квалифицированного специалиста не обойтись.

Перечислим некоторые тревожные признаки, которые нельзя оставлять без внимания:

  • отсутствие прибавок в весе, несмотря на потребление достаточного или избыточного количества пищи;
  • частые эпизоды рвоты и обезвоживания;
  • задержка в нервно-психическом развитии;
  • поедание несъедобных вещей;
  • истерики во время приемов пищи;
  • неуклонное снижение количества блюд в рационе ребенка;
  • страх приема еды, связанный с определенными событиями в прошлом или неприятными ассоциациями.

Перечисленные признаки говорят о наличии у малыша патологии, которая требует лечения.

Но при отсутствии тревожных сигналов в большинстве случаев ребенок перерастает период избирательности в питании.

Что сделать, чтобы ребенок стал есть и развил пищевой интерес

  1. Нужно упорядочить приемы пищи. Организм малыша должен быть приучен к употреблению еды в определенное время в соответствии с его биоритмами. Малоежки часто встречаются у мам со слишком свободным, если не сказать халатным, отношением к организации питания в семье. Возможно, мама сидит на диете, и заниматься приготовлением пищи, а тем более преподносить ее в аппетитном и заманчивом виде ей совсем не хочется. Или другая крайность – гиперопекающая мама, которая не дает возможность ребенку проголодаться, закармливает так, что у него совсем пропадает интерес к еде.
  2. Нельзя заставлять ребенка есть. Конечно, должен быть стандартный режим: завтрак, обед, полдник и ужин. Но если ребенок не проголодался ко времени обеда, к примеру, не нужно вталкивать ему еду во что бы то ни стало, и уж тем более угрожать наказанием (лишением удовольствия) за отказ от приготовленного.
  3. Уберите еду между едой. Возможно, ребенок не хочет есть ко времени полноценной трапезы из-за перекусов. Конфеты, печеньки, газированные напитки, компоты – быстрые углеводы, которые легко насыщают малыша и дают энергию. Уберите их из рациона, чтобы позволить аппетиту разыграться.
  4. Исключите магазинные снеки и полуфабрикаты. Как правило, помимо других химических добавок, они содержат усилители вкуса, после которых стандартная домашняя еда кажется пресной и не вызывает интереса у малыша.
  5. Не приучайте ребенка есть с телевизором или гаджетом. Телефоны, планшеты, компьютеры и другие девайсы увлекают детский мозг настолько сильно, что малыш не замечает, какую еду и в каком количестве он поглощает. Для мамы это часто бывает большим облегчением. Она экономит силы, так как не нужно уговаривать кроху, стараться сделать еду привлекательной для него. Сам процесс кормления становится быстрее и спокойнее. Но, разучившись чувствовать сигналы своего тела (аппетит, насыщение, отторжение), ребенок будет страдать от расстройства пищевого поведения.
  6. Побольше бывайте на свежем воздухе с малышом, активно проводите время. Свежий воздух и физическая нагрузка помогут не только развить аппетит, но и укрепить здоровье.
  7. Играйте в игры, связанные с едой, готовьте вместе, оформляйте блюда привлекательно и оригинально.
  8. Обеспечьте малышу полноценный отдых и здоровый сон.
  9. Минимизируйте стресс.

Как минимизировать стресс у ребенка

В возрасте 4-5 лет у малыша активно развивается воображение, в связи с этим появляется много страхов. Вполне объяснимо, почему ребенок боится смерти, темноты, шума холодильника, сказочных монстров и т.д. Но, если у него страх, к примеру, перед свеклой, потому что ее сок напоминает цвет крови, которую он увидел в поликлинике во время сдачи анализов, догадаться об этом не так-то просто. А ваш малоежка уже отметает все блюда, в состав которых входит этот овощ. Что делать в этом случае? Не нужно навязывать малышу свои предпочтения и авторитарно заставлять его есть то, что «полезно». Лучше попытаться выяснить причину, по которой он отказывается от каких-то продуктов и блюд, и по возможности заменить их чем-то не вызывающим тревогу.

Возможные причины стресса у дошкольника:

  • конфликты между родителями;
  • депрессивное, тревожное состояние матери;
  • абьюзивное отношение со стороны родителей;
  • критика в отношении ребенка;
  • слишком большое количество ограничений;
  • адаптация в детском саду;
  • длительная болезнь, госпитализация и т.д.

В каждой конкретной ситуации методы решения проблемы свои.

Чтобы справляться с эмоциональными и поведенческими проблемами у ребенка, родители могут использовать терапевтические сказки. Некоторые мамы сочиняют их сами, и иногда вполне успешно. Но, если нет желания выдумывать сказки самостоятельно или просто непонятно, как это правильно сделать, можно воспользоваться терапевтическими сказками, разработанными психологами и педагогами. Мы рекомендуем Жирафика Бонни от BertToys. Интерактивная игрушка расскажет 10 интересных и поучительных сказок, одна из них посвящена теме питания. Это история про зайку, который не любил кушать, был слабым и плохо рос. Как только он понял, сколько витаминов живет в полезных овощах, стал кушать активнее, подрос и достиг больших успехов. Возможно, именно Зайчонок Прыг станет любимым героем вашего малыша и поможет ему развить пищевой интерес.

Артикул WB: 48416858
Артикул WB: 48416858