«И как я докатилась до жизни такой? » с тоской думала Оксана.
Она сидела на своём любимом стареньком диване и оглядывала комнату. Грустное зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар!
На первый взгляд вроде всё было в порядке, не валялись на полу вещи, не падал на голову потолок, но если присмотреться, то видна и пыль с паутиной в каждом углу, и странные пятна на ковровом покрытии, и ободранные обои. Было ощущение какого-то запустения и хаоса.
Но не только хаос в доме беспокоил Оксану – она вдруг осознала, что с годами стала хуже жить? Всё было не так, как должно было быть. Здоровье последнее время подводило: болела спина и колени, кололо в боку, постоянная усталость. Про внешний вид даже думать не хотелось – Оксана как будто не замечала зеркала, и, проходя мимо них, старалась отвернуться, лишь бы не видеть расплывшуюся фигуру, серое лицо и растрепанные волосы. Не было ни времени, ни желания привести себя в порядок или заняться чем-то интересным.
Почему это произошло? Вроде бы, наоборот, с возрастом должно быть больше жизненного опыта, больше денег и возможностей в жизни, а получается полная ...опа, какое-то жизненное болото.
Оксана может и не замечала бы деструктивных изменений в себе, если бы не встреча с подругой Ириной, с которой она много лет не виделась. Оксана заметила, что у Ирины в глазах мелькнул настоящий шок от того, что та увидела. Конечно, прямо в лицо Ирина ничего не сказала, и только дома Оксана сама посмотрела на себя в зеркале глазами подруги. И очнулась.
Она впервые за много месяцев остановилась и огляделась. И начала думать, как же так незаметно для себя она оказалась в этом болоте? Ведь раньше она была другой. Когда-то она дышала полной грудью, мечтала, стремилась, улучшала свою жизнь. Хотелось постоянно какой-то движухи. Она ходила в походы с ночевкой, рисовала картины и играла на гитаре. Она читала умные книги и защищала научные проекты, носила экстравагантные наряды и была волонтером.
А что сейчас? Оксана потихонечку-помаленечку доживает. Вроде вся жизнь еще впереди, ей только 45, а она уже умерла. Как в той притче «умер в 30, похоронили в 80».
И ведь, что смешно, Оксана училась на психолога, преподавала в институте, и прекрасно понимала, что с ней произошло. Есть такое определение «домашняя слепота». Это когда наше внимание чутко улавливает изменения, если они происходит быстро, и гораздо сложнее, если они протекают медленно, неуловимо для глаз.
«Домашняя слепота» чем-то похожа на опыт «Лягушка в кипятке», который провел французский философ Оливье Клерк. Лягушку сажали в емкость с водой, которую начинали понемногу нагревать. Лягушка не проявляла беспокойства. Вода грелась медленно, поэтому ей приходилось лишь приспосабливаться к меняющимся условиям. Когда находиться в ловушке стало невозможно, подопытная просто не смогла выпрыгнуть, поскольку все свои силы потратила на адаптацию.
В том же опыте лягушку сажали в емкость с водой, нагретой до 50°C. и она сразу же выпрыгивала.
Так и мы реагируем на острую боль, мгновенное разрушение, но постепенные изменения делают нас «слепыми». Часто такие постепенные, незаметные изменения происходят у нас дома: дверка шкафа стала сначала провисать, и её нужно приподнимать, чтобы на место поставить. Нагар на сковороде сначала размером с монетку, а потом уже и не содрать с краев, под низкой тумбочкой скапливается пыль, но мы предпочитаем не обращать на это внимание.
И «бытовая слепота» - это не только хаос доме - в жизни жильцов творится такой же беспорядок. Это проявляется и в общении, когда друг к другу обращаются с сарказмом и пренебрежением. И в отношении своего тела – оно обрастает жиром, становится дряблым, серым и неухоженным. Да, это может быть из-за возраста или болезни, но часто болезнь приходит туда, где человек не обращает внимания на то, что оказался в болоте. Живешь по принципу «И так сойдёт».
На первый взгляд кажется, что это банальная лень, но это не всегда верно. Часто у очень энергичных и ответственных людей тоже жизнь превращается в болото. Просто они в своё время столько на себя взвалили, что мелкие недостатки старались не замечать. А потом, постепенно, трещины в одном месте стали переходить на все другие дела. По капле, по пылинке, по одному лишнему грамму жира. А с возрастом еще и приходит физическая усталость и груз жизненных разочарований.
И вместо того, чтобы искать выход из болота, человек проводит старинный индейский обряд «Наxуа?»
Во время этого обряда человек плывёт сначала в одну сторону болота - натыкается на кочки, потом чавкает по тине в другую сторону - видит камень, и чем дальше трепыхается, тем меньше остается сил. Финальный аккорд этого обряда выглядит так – человек в изнеможении лежит на диване и говорит себе: «Я сделал всё что мог! Из болота нет выхода. Наxуа куда-то идти, если здесь и так все нормально. Я уже тут обои поклеил и интернет провел».
Оксана ударила кулаком по мягкой обивке дивана. «Хватит ныть и анализировать! Да, я в болоте, но если есть вход, то есть и выход. Во всяком случае, я знаю теорию, и вход в это болото такой же как вход – постепенный. Резким движением не выпрыгнуть, только больше потратишь сил и энергии. Нужны терпение и время. Как по капле и пылинке все зарастало, так по капле, по пылинке нужно расчищать своё болото».
Оксана встала и начала собирать шваброй паутину с углов. Вот так, потихоньку. Сегодня в одной комнате, завтра в другой. На ужин вместо замороженных полуфабрикатов сварю борщ. Вместо сидения в телефоне пойду прогуляюсь по парку.
Легко не будет! Всегда легче катиться с горы, чем подниматься в гору. Но если хочешь жить, то придется жить, а не существовать в болоте.
С вами была Ольга Усачева. Все мои книги можно приобрести в магазинах: ЛитРес Ridero Wildberries
Ссылки на рассказы канала "Я деревенская" можно посмотреть здесь