Прежде всего, несколько слов о масштабах сельской образовательной сети. По данным Министерства просвещения Российской Федерации, на начало 2023 года в сельской местности функционировало 23,1 тыс. школ, в которых обучалось 3,8 млн детей. При этом удельный вес сельских школ в общем количестве общеобразовательных организаций составляет 67%. В Республике Беларусь, по информации Министерства образования, на начало 2023 года в сельской местности работало 1,4 тыс. школ с контингентом 220 тыс. учащихся, что составляет 30% от общего числа школьников страны. Таким образом, на сельские школы приходится весьма значительная часть национальных систем образования наших стран. От состояния и уровня развития сельских школ во многом зависят перспективы формирования человеческого капитала аграрного сектора и сельских территорий в целом.
Вместе с тем, в системе общего образования на селе сохраняется ряд проблем, требующих решения. Одна из них - недостаточное развитие сети дошкольных образовательных организаций на селе [2]. По данным статистики, охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольным образованием в сельской местности России составляет 58,7%, в Беларуси - 69,2%. Это существенно ниже, чем в городах, где аналогичные показатели равны 82,5% и 85,3% соответственно. Получается, что значительная часть сельских детей не имеет возможности получить качественное дошкольное образование по месту жительства, что негативно сказывается на их дальнейших образовательных траекториях.
Другой серьезной проблемой является высокая доля сельских школьников, обучающихся во вторую и третью смены. На начало 2023 года в российских сельских школах во вторую и третью смены обучалось 6,7% детей (в городских - 3,2%), в Беларуси - 2,1% и 1,4% соответственно. Обучение в две-три смены негативно сказывается на качестве образовательного процесса, здоровье детей, ограничивает возможности для их всестороннего развития.
Серьезного внимания требует состояние инфраструктуры сельских школ. По данным мониторинга Минпросвещения России, 29% зданий сельских школ требуют капитального ремонта, 4% находятся в аварийном состоянии. Только 82% сельских школ имеют все виды благоустройства - водопровод, центральное отопление, канализацию. Похожая ситуация наблюдается и в Беларуси, где более 60% сельских школ нуждаются в обновлении материально-технической базы. Очевидно, что учиться и работать в ветхих, плохо отапливаемых и слабо оснащенных зданиях крайне сложно и неэффективно.
Многие сельские школы испытывают дефицит современного учебного оборудования и средств обучения. По данным Минпросвещения России, только 77% сельских школ имеют доступ к высокоскоростному интернету (в городских - 92%). Лишь 65% кабинетов физики, химии, биологии в сельских школах оснащены необходимым лабораторным оборудованием (в городских - 85%). В Беларуси 82% сельских школ подключены к высокоскоростному интернету, а современным учебным оборудованием оснащены 73% профильных кабинетов. Таким образом, значительная часть сельских школьников не имеет полноценного доступа к качественному естественно-научному образованию, современным информационным технологиям и образовательным ресурсам 3].
Отдельно следует сказать о проблемах с педагогическими кадрами на селе. В России около 2% вакансий учителей в сельских школах остаются незаполненными, в Беларуси - 3%. Во многих регионах наблюдается старение педагогических коллективов. Доля учителей пенсионного возраста в российских сельских школах составляет 28% (в городских - 23%), в Беларуси возраст 31% сельских учителей превышает 50 лет. Молодые специалисты неохотно едут работать на село из-за низкой зарплаты, отсутствия благоустроенного жилья и слабой социальной инфраструктуры. В результате качество преподавания во многих сельских школах остается невысоким.
Для решения указанных проблем предлагается реализовать ряд системных мер. В сфере дошкольного образования необходимо обеспечить 100%-ную доступность детских садов на селе за счет развития различных форм дошкольных организаций [4]. Речь идет о создании семейных детских садов, мини-центров, консультативных пунктов на базе школ и других социальных объектов. В населенных пунктах с численностью детей дошкольного возраста более 40 человек рекомендуется открывать дошкольные группы полного дня при школах. В малонаселенных пунктах целесообразно организовывать подвоз детей в ближайшие детские сады школьными автобусами.
Что касается общего образования, то здесь ключевым приоритетом должно стать создание новых мест в сельских школах взамен изношенного фонда. До 2025 года в России планируется построить и реконструировать школы на 24,5 тыс. новых мест в сельской местности, в Беларуси - на 4,2 тыс. мест. При строительстве новых школ особое внимание следует уделять их энергоэффективности и экологичности, созданию безбарьерной среды, оснащению современным учебным оборудованием. Одновременно необходимо продолжить работу по капитальному ремонту действующих школьных зданий с износом 50% и более. На эти цели в бюджетах России и Беларуси на 2023-2025 гг. предусмотрено 63 млрд руб. и 112 млн бел. руб. соответственно.
Важнейшей задачей является цифровая трансформация сельских школ. До 2024 года запланированы поставки в сельские школы России 21 тыс. единиц компьютерной техники и 4 тыс. комплектов учебного оборудования, в Беларуси - 3,5 тыс. и 0,7 тыс. соответственно. Предполагается, что охват сельских школ высокоскоростным интернетом к 2025 году составит не менее 95%. Это позволит активно внедрять электронные образовательные ресурсы, дистанционные технологии обучения, расширяя образовательные возможности сельских школьников [5].
Для решения кадровых проблем сельских школ нужно принять меры по повышению привлекательности учительской профессии на селе. В частности, предлагается предоставить сельским педагогам комплекс социальных гарантий - льготную ипотеку, оплату коммунальных услуг, бесплатный проезд и т.д. Молодым учителям, приехавшим работать на село, необходимо установить 25%-ную надбавку к окладу. Следует развивать целевое обучение по педагогическим специальностям с обязательством отработки в сельской школе не менее 3 лет после получения диплома. Ежегодно на работу в сельские школы должны приходить не менее 5 тыс. молодых учителей в России и 1 тыс. - в Беларуси.
Говоря о содержании общего образования на селе, нельзя не отметить необходимость его большей практикоориентированности, учета потребностей агропромышленного комплекса и сельского социума. В учебные планы сельских школ целесообразно включить предметы сельскохозяйственного профиля, основы предпринимательства, социального проектирования. Получит развитие система профильного обучения старшеклассников по агротехнологическому, агрохимическому, ветеринарному и другим направлениям [7]. К 2025 году охват сельских школьников профильным обучением должен вырасти до 70%.
Особого внимания требует профориентационная работа с сельскими школьниками, цель которой - сформировать у них устойчивую мотивацию жить и работать на селе, осознанно выбирать профессии, востребованные в агропромышленном комплексе. В рамках профориентации запланировано ежегодное проведение в сельских школах не менее 5 тыс. мероприятий - экскурсий на предприятия АПК, мастер-классов, встреч с передовиками сельского хозяйства. Учащихся будут активнее вовлекать в деятельность ученических производственных бригад, школьных лесничеств, опытных участков, чтобы они могли приобрести первичные профессиональные навыки. Также в планах - организация для сельских школьников профессиональных проб на базе колледжей, техникумов, вузов аграрного профиля. Охват учеников 8-11 классов сельских школ различными формами профориентации к 2025 году должен вырасти до 95%.
Что касается профессионального образования на селе, то здесь ключевыми приоритетами являются обновление инфраструктуры колледжей, укрепление их связи с работодателями, открытие новых востребованных специальностей [6]. Всего к 2030 году в России планируется создать 56 новых сельских колледжей, 220 центров опережающей профессиональной подготовки на базе действующих ссузов. В Беларуси к 2025 году будет открыто 6 ресурсных центров профобразования с современным учебно-производственным оборудованием. До 2024 года в учреждениях СПО наших стран появится 150 новых специальностей и направлений подготовки, ориентированных на инновационное развитие агропромышленного комплекса.
Отдельного внимания заслуживает дуальное обучение, предполагающее тесное взаимодействие колледжей с предприятиями АПК. В ближайшие годы между ссузами и работодателями будет заключено не менее 500 договоров о дуальном обучении, по которым студенты будут осваивать значительную часть профессиональных компетенций непосредственно на производстве. Кроме того, на базе ведущих сельскохозяйственных организаций откроется 50 базовых кафедр аграрных вузов. Ежегодно производственную практику на передовых предприятиях АПК будут проходить более 30 тыс. студентов колледжей и вузов аграрного профиля.
Предлагаются следующие рекомендации для государственных органов разного уровня по вопросам социально-трудовых отношений и социального развития сельских территорий Союзного государства:
- Разработать и реализовать комплексные программы развития сельских территорий, направленные на диверсификацию экономики, создание новых рабочих мест и повышение качества жизни сельского населения. Программы должны учитывать специфику каждого региона и включать меры по развитию сельского хозяйства, агротуризма, ремесел, малого и среднего предпринимательства.
- Совершенствовать законодательство в сфере регулирования трудовых отношений и самозанятости на селе. Упростить процедуры регистрации и ведения бизнеса для сельских предпринимателей и самозанятых граждан. Предоставить налоговые льготы и преференции для инвесторов, создающих новые рабочие места в сельской местности.
- Разработать и внедрить эффективные механизмы государственной поддержки сельхозпроизводителей, включая субсидирование, льготное кредитование, страхование рисков. Стимулировать развитие сельскохозяйственной кооперации и интеграции малых форм хозяйствования в агропромышленный комплекс.
- Модернизировать систему профессионального образования на селе с учетом потребностей рынка труда. Расширить сеть учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сельского хозяйства и других отраслей экономики. Развивать дуальное обучение, сочетающее теоретическую подготовку с практикой на предприятиях.
- Усилить профориентационную работу среди сельской молодежи, популяризировать востребованные на селе профессии. Разработать и реализовать программы поддержки молодых специалистов, направленные на закрепление кадров на селе (предоставление жилья, "подъемных" выплат, льгот по ипотеке и т.д.).
- Развивать инфраструктуру сельских территорий - строить и ремонтировать дороги, объекты энергетики и ЖКХ, улучшать транспортную доступность и коммуникации. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность села и качество жизни населения.
- Обеспечить сельское население качественными услугами здравоохранения, в том числе за счет развития сети фельдшерско-акушерских пунктов, привлечения медицинских кадров по программам "Земский доктор/фельдшер", внедрения практики выездных форм медицинского обслуживания с использованием мобильных комплексов.
- Разработать и реализовать программы обеспечения сельского населения доступным и комфортным жильем с использованием механизмов льготной ипотеки, строительства социального жилья, предоставления земельных участков под ИЖС. Это позволит привлечь и закрепить на селе молодые семьи и специалистов.
- Усилить государственную поддержку учреждений культуры на селе - домов культуры, клубов, библиотек, музеев. Развивать инфраструктуру для занятий творчеством и спортом, проведения досуга. Это будет способствовать сохранению и развитию народной культуры, традиций, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи.
- Стимулировать развитие инклюзивной среды на селе, обеспечивающей равные возможности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Адаптировать объекты социальной, транспортной и иной инфраструктуры, создавать рабочие места для инвалидов, развивать службы социального обслуживания и поддержки.
В завершение, хотел бы подчеркнуть, что развитие образования на селе требует комплексного подхода. Необходимо обеспечить в сельских территориях высокое качество жизни, создать современную социальную инфраструктуру, чтобы молодежь оставалась жить и работать на селе. В этой связи крайне важны меры поддержки молодых специалистов - аграриев. В частности, предлагается предоставлять выпускникам профильных колледжей и вузов, которые трудоустроятся на село, единовременное пособие в размере 10 окладов. Нужно полностью возмещать им расходы, связанные с переездом и обустройством на новом месте жительства. Эффективным механизмом закрепления молодежи на селе могут стать льготные ипотечные программы. Для молодых специалистов АПК планируется выделить не менее 3 тыс. кредитов по ставке от 2% годовых с компенсацией первоначального взноса в размере 20%. Разумеется, все эти меры потребуют определенных бюджетных расходов, но они с лихвой окупятся ростом эффективности сельского хозяйства, устойчивым развитием сельских территорий
Автор: директор ИЭУиП, д.э.н., профессор Руслан Абрамов
Список литературы
1. Абрамов Р.А. Развитие межрегионального сотрудничества России и Беларуси в образовательной сфере в условиях формирования единого экономического пространства союзного государства. В сборнике: Россия: тенденции и перспективы развития. ежегодник. Москва, 2020. С. 495-497.
2. Абрамов Р.А., Кочергина В.Е., Денисова А.И. Повышение качества образования по профилю "государственное и муниципальное образование" в условиях неопределенности. Образование и общество. 2021. № 3 (128). С. 88-98.
3. Анопченко, Т. Ю. Развитие механизма интеграции систем высшего образования Беларуси и России в рамках Союзного государства / Т. Ю. Анопченко, М. Н. Сурилов // Плехановский научный бюллетень. – 2023. – № 2(24). – С. 5-12. – EDN FDRGGD.
4. Богатырева, В. В. Инструменты развития сотрудничества в сфере науки и образования союзного государства Беларуси и России / В. В. Богатырева // Инжиниринг и управление: от теории к практике : Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, Минск, 15 апреля 2021 года. – Минск: Белорусский национальный технический университет, 2021. – С. 26-27. – EDN WTJNNP.
5. Основные тренды развития дополнительного профессионального образования Союзного государства в условиях цифровизации / В. Г. Новиков, Б. И. Шайтан, Е. Е. Можаев, Е. В. Шестопалова // Кадровое обеспечение развития инновационного аграрного производства и сельских территорий : Материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 06–10 июня 2022 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса", 2022. – С. 41-58. – EDN YBYEZX.
6. Сиренко, С. Н. Опережающее образование в Союзном государстве Беларуси и России как ответ на вызовы эпохи / С. Н. Сиренко, Г. Г. Малинецкий // Адукацыя і выхаванне. – 2019. – № 7(331). – С. 4-14. – EDN NRRYYY.
7. Сиренко, С. Н. Опережающее образование и модернизация Союзного государства: ответ на вызовы эпохи / С. Н. Сиренко // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности : Труды 2-й Международной конференции, Москва, 07–08 февраля 2019 года. – Москва: Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, 2019. – С. 182-196. – EDN LAPMRE.
8. Сиренко, С. Н. Триада "технологии – управление – образование" как локомотив гуманитарно-технологической революции в кластере союзного государства Беларусь – Россия / С. Н. Сиренко, А. В. Колесников // Большое евразийское партнёрство: прошлое, настоящее, будущее : Избранные труды X Евразийского научного форума 22-23 ноября 2018 года. Коллективная монография, Санкт-Петербург, 22–23 ноября 2018 года. Том 1. – Санкт-Петербург: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС», 2018. – С. 291-302. – EDN ROTOUS.
9. Солопова, О. В. Союзное государство России и Беларуси в конце ХХ - начале XXI века: развитие сотрудничества в сфере образования / О. В. Солопова, А. В. Козополянская-Соловьева // Вестник Московского университета. Серия 8: История. – 2023. – № 2. – С. 129-158. – DOI 10.55959/MSU0130-0083-8-2023-64-2-129-158. – EDN XVHXJQ.