Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА 6
1.1. Понятие "деловой туризм", факторы и предпосылки его возникновения 6
1.2. Виды делового туризма 13
1.3. Особенности географии делового туризма 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ НИШИ 24
2.1. Специфика организации делового туризма: субъекты отношений и экономика 24
2.2. Услуги в сфере делового туризма: зарубежный и отечественный опыт 37
2.3. Маркетинговый анализ предложений в сфере делового туризма на федеральном и региональном уровнях 41
2.4. Деловой туризм в Волгоградской области 45
2.5. Анализ спроса на услуги в сфере делового туризма 52
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА / УСЛУГИ В СФЕРЕ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА: НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 62
3.1. Ресурсный потенциал Волгоградской области в сфере делового туризма 62
3.2. Концептуализация проекта 65
3.3. Экономическое обоснование проекта предложения продукта в сфере делового туризма в Волгоградской области 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Введение
Актуальность темы исследования дипломной работы обусловлена тем, что деловой туризм является частью индустрии туризма, которая активно развивается в последние годы во всем мире. Осуществление деловых визитов и доходы от делового туризма положительно влияет на экономику как развитых так и развивающихся стран. Кроме экономического влияния деловой туризм влияет на развитие туристической инфраструктуры, имеет социальное, культурное и политическое влияние. Во время деловых поездок в место назначения бизнес-туристы с удовольствием тратят свободное время на досуг и развлечения, совмещают деловые поездки с услугами туризма.
Интерес к новым местам, странам, желание ознакомиться с культурой, традициями, памятниками архитектуры, это еще не все причины, которые создают туристическое предложение и заставляют людей путешествовать. Современное ведение бизнеса и сотрудничество с национальными и международными рынками невозможно без осуществления деловых поездок. Рост деловых путешествий связан с вспомогательными туристическими услугами, которые присущи туризму в городе назначения. Бизнес-туристы тратят гораздо больше чем обычные туристы, так что у рынка делового туризма есть большой потенциал. Деловой туризм имеет все перспективы стать одним из самых прибыльных секторов экономики и самым горячим рынком для поставщиков туристической индустрии (гостиничного и ресторанного хозяйства и др.) впредь. Все страны мира имеют экономическую выгоду и заинтересованы в росте доходов от делового туризма, они акцентируют внимание на деловых частных и корпоративных путешествиях и МІСЕ-индустрии в программах развития туризма.
Степень разработанности темы. Деловому туризму посвящено большое количество информационных трудов и публикаций, в частности таких авторов как: Н. Л. Авилова, Н. В. Бержеминская, Т. В. Дегтярева, Л. Х. Джабраилова, О. Т. Ергунова, Е. Д. Зотов,Т. П. Котова, Е. В. Кулагина, Е. А. Курбатова, Л. Д. Матвеева, В. С. Махаева, И. В. Митрофанова, С. Е. Молчанова, В. А. Николаева, Л. Б. Нюренбергер, Е. А. Павлова, И. Н. Пугачев, Сазбандян, Е. А. Свищева, Л. В. Стахова, А. О. Хорев, А. А. Юрченко и др.
Цель выпускной квалификационной работы – исследование специфики организации делового туризма в РФ: на примере Волгоградской области.
Объект исследования – деловой туризм
Предмет исследования – организация делового туризма в России
Для раскрытия цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие "деловой туризм", факторы и предпосылки его возникновения;
- изучить виды делового туризма;
- выявить особенности географии делового туризма;
- раскрыть специфику организации делового туризма;
- определить услуги в сфере делового туризма: зарубежный и отечественный опыт;
- провести маркетинговый анализ предложений в сфере делового туризма на федеральном и региональном уровнях;
- исследовать деловой туризм в Волгоградской области;
- проанализировать спрос на услуги в сфере делового туризма;
- выявить ресурсный потенциал Волгоградской области в сфере делового туризма;
- создать концепцию делового тура в Волгоградскую область;
- провести экономическое обоснование проекта предложения продукта в сфере делового туризма в Волгоградской области.
В качестве информационной базы для решения поставленных задач были использованы различные учебные пособия, монографии и публикации отечественных и зарубежных специалистов по данной тематике, Интернет-ресурсы, статистические данные.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы исследования: метод теоретического обобщения (для раскрытия сущности делового туризма), исторический метод (для изучения эволюции развития делового туризма), классификации (для изучения видов делового туризма), сравнительный анализ (для выяснения современного состояния и роли делового туризма в России и за рубежом), метод сравнения и системный анализ (при анализе и оценке состояния делового туризма в России и выявлении проблем), монографический (при изучении современного состояния инфраструктуры делового туризма.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработка делового тура, посвященного посещению медицинской выставки "Медицина и здравоохранение-2022", которая пройдет с 12.10.2022 по 14.10.2022 в Волгограде.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы делового туризма: его понятие, виды и особенности географии. Во второй главе исследуется организация делового туризма как специализированной туристической ниши: ее специфика, услуги в сфере делового туризма, спрос и предложение на деловые турпродукты, а также состояние делового туризма в Волгоградской области. В третьей главе спроектирован и экономически обоснован конкретный туристический продукт.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
1.1. Понятие "деловой туризм", факторы и предпосылки его возникновения
В Федеральном законе от 24.11.96 № 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон о туристской де6ятельности) туризм рассматривается как: "временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания"[1]. Деловой туризм (Business Travel) является новейшим направлением в сфере туризма интенсивно развивается во всем мире.
В нашей стране ученые под деловым туризмом понимают определенное обслуживание деловых поездок и деловых мероприятий. В этом контексте деловой туризм не рассматривают как отдельную отрасль[2]. Однако в развитых странах именно этот вид туристической деятельности считают самым приоритетным. В практике англоязычных стран широко используется термин "Business Travel". Под этим словосочетанием понимают два понятия. Во-первых, "business travel" можно трактовать как деловую поездку бизнесмена, который стремится развивать свой бизнес. Во-вторых, под форматом "Business travel" понимают индустрию по обслуживанию деловых поездок.
Существуют различные толкования понятия "деловой туризм". Так, Р. Дэвидсон, преподаватель курса делового туризма Лондонского Университета Гринвича, в своей книге описал это понятие следующим образом: "Бизнес-туризм связан с людьми, которые вынуждены путешествовать по работе. Тем самым, представляется одна из древнейших форм туризма, когда с древних времен человек совершал путешествия с деловыми целями".
По мнению А. О. Хорева, С. А. Корсаковой: "Деловой туризм – это поездки людей, зачастую бизнесменов и государственных служащих с деловой целью: подписание соглашений, контрактов, проведения переговоров, консультаций, обмен опытом и т.д.".
Согласно толкованию Е. Д. Зотова: "Деловой туризм – это вид туризма, совершаемый представителями компаний, организаций, учреждений и т.п. с коммерческими целями".
1.2. Виды делового туризма
Деловой туризм является бизнес-системой, которая охватывает:
- компании-заказчики, которые направляют своих работников на различные бизнес-мероприятия;
- организации в сфере MICE;
- компании, которые предоставляют отдельные услуги (авиакомпании, гостиницы, фирмы, которые являются арендодателями автомобилей, и т.п.);
- туроператоры в сфере деловых мероприятий.
Многовекторность и принадлежность к разным сферам предопределяет классификацию делового туризма в соответствии с отдельными направлениями его планирования.
1.3. Особенности географии делового туризма
Международный туризм составляет 7% мирового экспорта товаров и услуг. Туризм вырос быстрее, чем мировая торговля в течение последних пяти лет. Как мировая категория экспорта туризм занимает третье место после химических веществ и топлива и впереди автомобильной продукции и продуктов питания. Во многих развивающихся странах туризм является ведущей категорией экспорта. То есть, туризм составляет 40% экспорта услуг, при среднем мировом показателе до 30%[1]. Туризм является все более важным компонентом диверсификации экспорта, как для новых так и для развитых экономик, и часто демонстрирует мощную компенсацию для усиления экспортных поступлений от товаров и нефтепродуктов стран-экспортеров.
2.4. Деловой туризм в Волгоградской области
О туристической привлекательности Волгоградской области среди российских регионов, его туристическом потенциале, а также популярности среди отечественных и иностранных туристов свидетельствует уверенная позиция региона в числе привлекательных направлений для путешествий. Волгоградская область находится в "серебряной группе" Национального туристического рейтинга – 2021 рейтинге согласно ежегодному исследованию журнала о внутреннем и въездном туризме "Отдых в России" и сохраняет свою позицию уже на протяжении 5 лет[1].
По информации регионального комитета по развитию туризма, Волгоградская область занимает 27 позицию из 85 субъектов РФ по количеству гостей. Огромный туристический потенциал и планомерная работа, проводимая в регионе, способствуют развитию отрасли.
3.3. Экономическое обоснование проекта предложения продукта в сфере делового туризма в Волгоградской области
Проведем калькуляцию делового тура, посвященного посещению медицинской выставки "Медицина и здравоохранение-2023", которая пройдет в Волгограде (11.10.2023-13.10.2023) для 10 человек с учетом переменных затрат (индивидуальные расходы туристов) и постоянных затрат (групповые расходы). Индивидуальные расходы туристов включают в себя затраты на проживание и питание по программе тура. Групповые расходы подразумевают транспортное обслуживание, услуги гида, входные билеты в музеи и экскурсионное обслуживание по программе. Калькуляция делового тура представлена в табл. 3.1-3.2.
Согласно тарифам на предоставление транспортных услуг отелем "Hilton Garden Inn Volgograd" рассчитаем стоимость трансфера до отеля. Поскольку разные гости будут прибывают в Международный аэропорт "Волгоград", то для гостей был выбран тариф "Бизнес" (трансфер на автомобиле "Тойота Камри").
Из табл. 3.1 видно, что индивидуальные затраты одного туриста составят 22,85 тыс. руб./чел., а на группу из 10 чел. соответственно 228,5 тыс. руб. При этом, у некоторых туристов может быть ранний заезд в отель, в таком случае доплата за номер в 1-й для них составит 50% от стоимости проживания составит 2087,5 руб./чел. Таким образом, для туристов у которых ранний заезд в отель индивидуальные расходы составят: 22850 + 2087,5 = 24937,5 руб. = 24,94 тыс. руб./чел.
Подберем и оформим материал к таким работам как: курсовая, дипломная работа, диссертация. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Сопровождение до полной защиты.
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 24.11.96 № 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 02.12.96, № 49, ст. 5491.
2. Постановление Администрации Волгоградской области от 09.04.2019 г. №168-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие туризма в Волгоградской области" (с изм. на 15.12.2021 г.) [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/553238455 (дата обращения: 18.07.2022).
3. ГОСТ Р 50690-2017. Национальный стандарт Российской Федерации "Туристские услуги" [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200157390 (дата обращения: 12.07.2022).
4. Business Travel 2021: The Trends & Tech that will Shape the Future of our Industry [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fcmtravel.com/en-us/resources/insight/business-travel-2021 (дата обращения: 12.07.2022).
5. Euromonitor International 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.euromonitor.com/ (дата обращения: 12.07.2022).
6. Features of the organization of mice-tourism in the countries of the world [Электронный ресурс]. – URL: https://studfiles.net/preview/5647204/page:17/ (дата обращения: 12.07.2022).
7. ICCA releases largest ever statistics report for 2018 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.iccaworld.org/npps/section.cfm?SID=12 (дата обращения: 12.07.2022).
8. ICCA Statistics Report Public Abstract 2019 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.iccaworld.org/npps/section.cfm?SID=12 (дата обращения: 12.07.2022).
9. ICCA Statistics Report Public Abstract 2020 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.iccaworld.org/npps/section.cfm?SID=12 (дата обращения: 12.07.2022).
10. ICCA Statistics Report Public Abstract 2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.iccaworld.org/npps/section.cfm?SID=12 (дата обращения: 12.07.2022).
11. Incentives rally // Meetingsnet. Incentive Research Foundation Survey [Электронный ресурс]. – URL: meetingsnet-irf-survey.pdf (дата обращения: 15.07.2022).
12. Incentive-travel on the rise [Электронный ресурс]. – URL: IRF/incentive-travel-council-whitepaper.pdf (дата обращения: 15.07.2022).
13. Mega Travel Management Company Apps [Электронный ресурс]. – URL: https://www.businesstravelnews.com/Management/Mega-Travel-Management-Company-Apps?utm_source=social&utm_medium=linkedinedit (дата обращения: 12.07.2022).
14. Авилова, Н. Л. Деловой туризм как фактор устойчивого развития региона в условиях нестабильной экономики / Н. Л. Авилова, Т. Ю. Симонова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. № 4 (83). С. 55-64.
15. Бержеминская, Н. В. Особенности регулирования и развития делового туризма в России / Н. В. Бержеминская, Е. Л. Кдлян // Кооперация науки и общества – путь к модернизации и инновационному развитию. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. С. 128-131.
16. Бержеминская, Н. В. Стратегия развития делового и конгрессного туризма в России на основе концепции правительства Российской Федерации / Н. В. Бержеминская, Н. К. Сердюкова // Молодежь-науке – XI. Актуальные проблемы туризма, гостеприимства, общественного питания и технического сервиса. материалы молодежной научно-практической конференции. Сочи РИЦ ФГБОУ ВО "СГУ", 2020. С. 215-218.
17. География туризма : учебное пособие Ч. 1: Туристский потенциал зарубежных стран. / А. А. Юрченко. – Краснодар : КГУФКСТ, 2021. – 163 с.
18. География туризма : учебное пособие. Ч. 2: Туристский потенциал Российской Федерации. / А. А. Юрченко. – Краснодар : КГУФКСТ, 2021. – 149 с.
19. Джабраилова, Л. Х. Деловой туризм России: проблемы, особенности развития / Л. Х. Джабраилова, А. А. Попанова // Экономика и предпринимательство. 2020. № 3 (116). С. 746-749.
20. Доклад о деятельности комитета по развитию туризма Волгоградской области в 2021 году и направлениях работы в текущем году и среднесрочном периоде [Электронный ресурс]. – URL: http://yandex.ru/clck/jsredir? (дата обращения: 18.07.2022).