Найти тему
ЗапискиЛогоФеи

Как родителю понять , что к логопеду опоздали?!

В конце мая ходила к племяннику на выпускной, начальная школа за плечами все же у парня! И, о мой БОГ, что я услышала, 30% выступающих детей были с нарушением ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ! Это 10 лет, это уже интересы точно не про постановку и автоматизацию звуков! Уже совсем другие дела и загруженность в голове.

А как же родителю понять, что пора не просто идти, бежать пора к логопеду! Возьмите возраст и мою табличку и вперед!

Кстати, лето для школьников прекрасная пора для постановки звуков и их автоматизации!

не опоздай
не опоздай

Давайте начнем с самих звуков и правил их появления. В русском языке, как и в других языках существуют нормы появления звуков речи у детей. Для овладения правильным произношением, ребенку необходимо правильно и четко и воспринимать звуки речи на слух и иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате правильной работы которого образуются единицы данной языковой системы, то есть звуки речи. 

В онтогенезе (естественном ходе развития) звукопроизносительной стороны речи, определяющей появления является артикуляционная сложность звуков. Согласно данным отечественных психологов и лингвистов, таких, как Гвоздев А.Н., Леонтьев А.Н, и многих других, ребенок овладевает речью постепенно, с определенной закономерностью. 

Самыми первыми, в первые месяцы жизни, появляются гласные, гласные звуки А, О, У, И, Э. Между 6 месяцами и годом возникают губные звуки – П, Б, М и их мягкие формы Мь Бь Пь. Первые звуки сначала образуют гуление, уа, иу и тд, а затем лепет, бабаба, папапа, мамама, они самые простые по произношению, но и они тоже могут нарушаться в произношении. Если вы заметили, что лепетная речь так и не возникает в 8-12 месяцев, а речь ребенка наполнена только гласными, мама звучит, как аа или гага, стоит показать ребенка специалисту по раннему развитию детей, возможно логопеду дефектологу. Это может быть отклонением, которое пора исправлять. Возможно, необходимо проделать несколько сеансов массажа и губные звуки появятся. 

Чуть позже, от 1,5 -до 2,5 лет появляются такие звуки, как Й, В, Ф, Г, К, Х, Н, Т, Д и их мягкие формы. Так же в этом возрасте появляется звук Ы, и ребёнок учится различать согласные по твёрдости-мягкости, подбирая правильный звук. Из речи уходят смягченные звуки и так из Дедя получается Деда, Из Тяня получается Таня.

Сейчас у меня в коррекции парень, 8 лет, нет замена звуков Т на К и Д на Г. Ну странно конечно смотриться неК и Га у здорового лба!

Ближе к трем годам появляются звуки С, З и их мягкие формы Сь Зь. Допустимы смягчённые варианты этих звуков и такие замены, как сок – сёк, зуб - зюб. А вот если ребёнок заменяет сок - на фок/хок или зуб - на вуб/хуб, то это уже повод обратиться к специалисту. 

Возраст 4-4,5 лет, это возраст, когда в целом многие звуки речи должны уже сформироваться. И если в этом возрасте у ребенка речь малоразборчива и малопонятна окружающим, много замен звуков, звуки звучат искаженно, это повод пройти консультацию у логопеда.

Между 4-5 годами у детей появляются звуки, так называемого, верхнего подъёма - Ш, Ж, Ц, Ч, Щ. Они более сложные по произношению и требуют хорошо подготовленного артикуляционного аппарата и дифференциация на слух. Допустимы такие замены, как шапка - сапка, жук - зюк, цапля - сяпля. Если же ребёнок заменяет шапка на фапка/хапка или жук на вук/хук, то это уже не норма. 

К 5-6 годам появляются самые сложные по артикуляции звуки (соноры) - Л, Ль, Р, Рь. Допустимыми являются замены луна - йуна, лес - йес, рама - лама, рис - лис. Если ребёнок заменяет луна на вуна/нуна или рама на гама/вама или другие звуки, то пора идти на консультацию к логопеду. Так же распространенной патологией звукопроизношения является так называемое горловое произношение звуков Р Рь, звук звучит как бы хрипло. 

К 6 годам заканчивается процесс формирования звукопроизношения. Если звуки не сформированы или сформированы неправильно, то сами они уже вряд ли появятся и лучше отправиться к логопеду. До момента начала обучение в школе необходимо поправить все искаженные звуки речи, так, как это важный и психологический момент и искаженное произношение может повлиять на качество учебы.

Видите, к 6 – 7 годам все сформировано. Если нет, БЕГИТЕ к специалисту! А вдруг вашему ребенку речи с трибуны говорить, а он картавит!

А вот тут еще 

Не будь, как …..! Приходи к Логопеду своевременно!

статья на эту тему