Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность бюджетного планирования
1.2 Теоретические основы бюджетного прогноза
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Особенности формирования и исполнения бюджетного прогноза на уровне муниципального образования
2.2. Анализ процесса бюджетного планирования в г. Волгограде
2.3. Предложения по внедрению бюджетного прогноза в г. Волгограде
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сбалансированность и устойчивость бюджетной системы является одной из важнейших предпосылок сохранения макроэкономической стабильности, которая способствует формированию базовых условий для экономического роста, инвестиционного и инновационного развития, поддержания конкурентоспособности финансово-экономической системы Российской Федерации. Ситуация, сложившаяся в российской бюджетной системе имеет внутренние проблемы и противоречия: не созданы условия и стимулы для решения задач прозрачности бюджетного процесса, устранения недостатков налоговой системы, а также ограниченности в оценке эффективности бюджетных средств, фрагментарности долгового регулирования, что порождает высокие риски в бюджетной системе и требует разработки комплексного подхода к решению проблем бюджетной устойчивости в стране.
В условиях финансово-экономического кризиса становится совершенно очевидной необходимость роста участия государства во всех отраслях экономики, поддержка реального сектора, предпринимательства, реализация масштабных социальных программ. Это требует научно обоснованных мер экономической политики и адекватных текущей ситуации и изменений в бюджетно-налоговой сфере.
Законом РФ от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» установлена обязательная разработка пяти видов прогнозов на федеральном уровне, трех на уровне субъекта Федерации и двух на муниципальном уровне, в том числе:
- прогноза научно-технологического развития Российской Федерации; стратегического прогноза Российской Федерации;
- прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования на долгосрочный период;
- бюджетного прогноза Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования на долгосрочный период;
- прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования в Российской Федерации, особенно в муниципальных образованиях. Бюджетное планирование и прогнозирование представляют собой неотъемлемые элементы финансового механизма, при осуществлении которых принимаются необходимые политические, финансовые и социально-экономические решения.
Основными задачами функционирования бюджетной системы муниципального образования является обеспечение экономического роста и подъема жизненного уровня населения. Решение этих задач требует прежде всего оперативного принятия обоснованных стратегических решений для обеспечения исполнения местных бюджетов, что обусловливает необходимость разработки бюджетных прогнозов для муниципальных образований. В условиях циклических проявлений финансовой нестабильности в экономике, подобных мировому экономическому кризису, усовершенствованный инструментарий оперативного и перспективного планирования призван решать задачи предвидения и предупреждения негативных последствий экономических потрясений, обеспечения финансовой устойчивости бюджетов территорий.
Степень изученности темы. Исследованию вопросов бюджетного планирования посвящены труды таких ученых экономпистов, как: К.И. Бабина, О.В. Болтинова, Р.А. Джемилов, Н.А. Истомина, И.В. Караваева, О.А. Крылова, Ю.В. Кузнецов, Б.Н. Кузык, Т.И. Либерман, Д.Е. Немкова, В.В. Понкратов, Т.Е. Родина, Н.В. Седова и др.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование основ построения бюджетного прогноза и его влияния на бюджетное планирование в муниципальном образовании (на примере городского округа город-герой Волгоград).
Для достижения поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
- раскрыть сущность бюджетного планирования;
- изучить теоретические основы бюджетного прогноза;
- выявить особенности формирования и исполнения бюджетного прогноза на уровне муниципального образования;
- провести анализ процесса бюджетного планирования в Волгограде;
- разработать предложения по внедрению бюджетного прогноза в г. Волгограде.
Объектом исследования является бюджетный процесс городского округа город-герой Волгоград.
Предмет исследования – теоретические и практические основы бюджетного планирования и содержания бюджетного прогноза муниципального образования.
Методы исследования. Методологическую основу выпускной квалификационной работы формирует диалектический подход к изучению процесса бюджетного планирования. В процессе исследования использованы: метод научных абстракций, приемы индукции и дедукции – при обобщении теоретических подходов к определению бюджетного планирования.
Информационную базу исследования составляют: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 15.04.2019), Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Постановление правительства Российской Федерации от 31.08.2015 г. №914 «О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период» (с изменениями на 12.12.2017 г.), Решение Волгоградской городской думы от 15.07.2015 г. №32/1002 №»Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград» (с изм. на 11.10.2018 г.), Постановление Администрации Волгоградской обл. от 31.01.2017 №37-п «Об утверждении бюджетного прогноза Волгоградской области на период 2017-2034 годов», Постановление администрация Волгограда от 31.10.2016 г. №1660 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде», Решение Волгоградской городской думы от 11.07.2018 г. № 68/2024 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Волгограде», Решение Волгоградской городской думы от 21.12.2018 г. №5/113 «О бюджете Волгограда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и итоги социально-экономического развития Волгограда за 2018 г.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетного планирования в Российской Федерации
1.1. Сущность бюджетного планирования
Организационно-правовые основы бюджетного планирования определены Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ. Однако четкого толкования термина «бюджетное планирование» в законодательстве не сформулировано.
Разные авторы по-разному подходят к определению этой дефиниции. Так Т.И. Либерман бюджетное планирование рассматривает как «планомерный процесс прогнозирования, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета»[1].
В противоположность этому, Н.А. Истомина дает определение бюджетно-сметного планирования – как «системы научно-обоснованных мероприятий по определению критериев распределения средств и использования финансовых ресурсов»[2], что в большей степени соответствует особенностям планирования в бюджетных учреждениях.
По мнению В.В. Понкратова бюджетное планирование можно охарактеризовать с разных сторон. По сути, бюджетное планирование – это научно-обоснованный процесс установления объемов и источников формирования и направлений использования централизованного фонда денежных средств государства. По содержанию – определяется как особая сфера финансовой деятельности государства, связанная с обоснованием определенных управленческих решений в сфере экономики, финансового обеспечения государства. При этом, бюджетное планирование следует рассматривать как специфическую сферу управления. По форме – это процесс составления, рассмотрения и утверждения основного финансового плана – федерального бюджета[3]. Представленные разносторонние определения могут использоваться в соответствии с целью научного анализа. Вместе с тем общими для них являются объект, предмет, субъекты и цель исследования.
Однако большинство ученых, рассматривая дефиницию бюджетного планирования, характеризуют ее только с определенных позиций.
Так, Т.Е. Родина определяет бюджетное планирование как «комплекс организационно-технических, методических и методологических мероприятий» по определению доходов и расходов бюджетов на стадиях их составления, рассмотрения и утверждения[4]. При этом конечной целью является обеспечение стабильного социально-экономического развития общества.
И.В. Караваева рассматривает бюджетное планирование по форме, т.е. как «процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджета на следующий период»[5]. По ее мнению, бюджетное планирование:
- является сердцевиной всей финансовой работы в стране;
- охватывает комплекс организационных мероприятий и методику расчета отдельных статей бюджета;
- направлено на повышение эффективности, действенности и прозрачности государственного сектора.
Все проблемы по бюджету необходимо решать только на стадии планирования.
Глава 2. Формирование бюджетного прогноза муниципального образования
2.1. Особенности формирования и исполнения бюджетного прогноза на уровне муниципального образования
Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период разрабатывается каждые три года на шесть и более лет на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования на соответствующий период.
Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период (далее – бюджетный прогноз) включает в себя ряд разделов (рис. 2.1).
2.2. Анализ процесса бюджетного планирования в г. Волгограде
Бюджетный процесс в Волгограде регулируется БК РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Волгоградской области, регулирующими бюджетные правоотношения, Уставом города-героя Волгограда, Положением и иными издаваемыми в соответствии с Положением муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Волгограда.
Деятельность органов местного самоуправления Волгограда и иных участников бюджетного процесса в Волгограде по составлению и рассмотрению проекта бюджета Волгограда, утверждению, исполнению бюджета Волгограда, контролю за его исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности регламентирует Положение о бюджетном процессе в Волгограде (далее – Положение)[1].
Участники бюджетного процесса в Волгограде показаны на рис. 2.3.
Бюджетный процесс г. Волгограда состоит из следующих этапов:
- этап №1 – составление проекта бюджета Волгограда и внесение его в Волгоградскую городскую Думу на рассмотрение и утверждение;
- этап №2 – рассмотрение Волгоградской городской Думой проекта решения о бюджете Волгограда в первом чтении;
- этап №3 – рассмотрение Волгоградской городской Думой проекта решения о бюджете Волгограда во втором чтении;
- этап №4 – опубликование и вступление в силу решения о бюджете Волгограда;
- этап №5 – исполнение бюджета Волгограда.
Полная версия работы у нас на сайте. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 5 минут:
Главная страница Дзен - перейти
Главная страница сайта "Магистр 34" - перейти
Т. 7-988-027-88-34.