Есть множество хороших текстов, которые объясняют как само понятие «личные границы», так и методы и способы их выстраивания. Это правильные, глубокие и полезные статьи, только вот беда – зачастую в них упускается сама суть проблемы, связанной с личными границами.
Вот, к примеру, мы переходим улицу в неположенном месте, и внезапно материализовавшийся ниоткуда полицейский выписывает нам штраф. Мы этого не хотим, но мы же не говорим ему «вы нарушаете мои личные границы!». Мы вынужденно соглашаемся, потому что полицейский здесь исполняет функцию – доходчиво доносит до нас идею о нашей неправоте.
Или если ребенок не хочет делать уроки, и мы его сначала уговариваем, объясняем, а иногда и вынуждены настоять. Мы нарушаем его границы? Конечно нет, мы делаем то, что нужно, исполняя в данном случае функцию строгого, но справедливого родителя, то есть действуем в его же интересах, даже если он этого не понимает.
Личные границы – понятие условное. Мы сами пускаем в свое сердце близкого человека, и если жизнь нас разводит с этим человеком, то и границы мы отодвигаем. Это объективно. Но если мы в одностороннем порядке снимаем с себя обязательства, а второй человек с этим не согласен, то значит разотождествления еще не произошло, и попытка отодвинуть границы в этом случае не даст результат.
Требование, чтобы другие люди соблюдали границы, которые мы для себя установили означает, что другие люди должны согласиться с тем, что мы этим границам соответствуем. Если это действительно границы нашей личности, которым мы соответствуем – это один разговор. Но если это границы нашего раздувшегося эго, которое хочет проглотить больше заслуженного – так это совершенно другое.
Наши границы – это всегда наш выбор. Если их кто-то нарушает, значит, он считает, что имеет на это право. И надо разобраться, откуда это право взялось.
Мир говорит с нами на понятном нам языке, если, конечно, мы его слушаем, а не руководствуемся исключительно собственным эго. Любое нарушение границ – это подсказка, что мы не такие, как видим себя.
Если мы в гармонии с миром, то вопрос об отстаивании личных границ станет не актуальным – их просто никто не будет нарушать. Любой человек чувствует наши границы интуитивно, но он чувствует их там, где видит сам, а не там, где хотели бы их выстроить мы. Нарушение границ здесь – это разница между нашим желанием иметь границы более дистанционно, чем их видят те, кто нарушает. И чем больше эта дистанция, чем больше наше желание выстроить эти границы, тем больше нужно тратить на это ресурсов.
Так не лучше ли поработать со своим эго? Или, другими словами, со своими недостатками? Стать действительно более совершенной личностью. Границы в этом случае будут раздвигаться и так, одновременно с нашим внутренним ростом, и никому не придется доказывать, где они – нас оценят в этом случае правильно.
Понятно, что здесь мы не имеем в виду юридическую сторону своей безопасности – на то есть закон и органы правопорядка. Если вас преследует маньяк, то не надо думать о личных границах – нужно реагировать совершенно иначе.
Мы связаны незримыми нитями со всеми людьми, которых допустили в свою жизнь, и эти пока существуют эти незримые нити, мы не можем быть полностью свободными.
Близкие и дорогие нам люди постоянно находятся вблизи наших границ или даже внутри их, и нас это не пугает и не раздражает, напротив, нам это нравится. И те неприятные люди, которые нарушают наши границы - с ними мы тоже связаны этими незримыми нитями, даже если этого не видим.
Мы говорим о тех людях, которых сами допустили в свою жизнь, и если они считают, что мы не свободны от них – значит, с этим надо работать. То есть, в конечном итоге, работать с собой.
Защищать себя от нарушения личных границ без поиска и отработки причин, что вызвали эти нарушения означает отказ от развития, то есть пустую трату ресурсов.
Автор: Вишневецкий Юрий Валериевич
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru