«ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти».
Из напутствия к экзамену
Добрый день, мой читатель, коллега, клиент и просто прохожий!
Думаю, для тебя не секрет, что конец весны – начало лета для рабочего люда – жизнь обыкновенная, а для абитуриента – пора экзаменов. И как гласит преамбула к инструктажу по проведению экзамена, это лишь одно из жизненных испытаний, которое предстоит пройти выпускнику.
Звучит жизнеутверждающе и очень понятно для тех, у кого не один экзамен за плечами, однако это не отменяет ни предэкзаменационного волнения (а это знакомо всем и каждому, не зависимо от возраста и статуса всякий раз, когда необходимо так или иначе подтверждать квалификацию), ни тотального замирания аккурат тогда, когда задания на руках и как никогда думать и действовать пора.
Среди моих клиентов в том числе подростки, как раз те, кто сдает экзамены и знаком с тревогой не понаслышке.
Одна из таких сессий с выпускницей 9 класса как раз была связана с экзаменом и огромным чувством вины после «провала».
«Провал» я не случайно пишу в кавычках, ведь инструкция к экзамену напутствует, что экзаменуемый «обязательно справится», однако, в ней нет ни слова о том, что несданный экзамен, это тоже экзамен – экзамен жизни и на способность не сдаться на пути к цели, и на правильность выбранного пути (будущей профессии) и на ценности семьи экзаменуемого.
«Две палочки»
Передо мной юная барышня, ооочень ответственная и рационально мыслящая (среди подростков такие «головастики» не редкость) и конечно расстроенная, потому что не сдала.
Она не сдала экзамен. И сейчас испытывает немалую вину т. к. не оправдала ожидания семьи. Это давление вины ее внутри психическая реальность.
Симптомы тревоги во время экзамена буквально парализовали (ступор, растерянность, дрожь в холодных руках).
Руки – место сосредоточения страха, который выглядит как черная жижа.
В процессе работы жижа меняет цвет (трансформируется из отвергаемой части в принимаемую) и становится понятно, что с тревогой можно справится, когда представляешь экзамен как обычное дело.
И в этот момент в голове возникает образ красной палочки! Это образ ответственности, той которую девочка взяла на себя через материнский интроект.
Так часто ребенок наблюдая трудности родителя (в данном случае мамы), берет на себя ответственность за его эмоциональное состояние.
В процессе работы возникает образ металлического стержня (подавленные чувства мамы), который волнуется за палочку из дерева (внутренний образ клиентки).
Через разрешение отпустить контроль, возврат ожиданий и вреда, меняется состояние тела. На смену конфликту между телом и головой (либо расслабленное тело либо сосредоточенность) приходит расслабление в теле и понимание, что одно другому не мешает и даже наоборот!
Выявляется чувство вины дочери за то, что маме тяжело (так возникают детские решения «я должна помочь!», «маме тяжело из-за меня»).
После работы с образами вины и ответственности за маму, восстановлением природного образа от которого ребенок отказался с целью облегчить маме жизнь, приходит понимание, что девушка плохо осознает свои желания.
Это важное место в любой терапии, в том числе для подростка, который стоит перед выбором будущей профессии.
Через коучинговый прием, моя подопечная обнаруживает, что не хочет профессию в области точных наук, следуя по стопам бабушки, а хочет соединить любовь к точным наукам с творчеством.
И обнаруживает место, где может соединить то, что создавало конфликт. У будущей студентки возникает идея выбрать архитектурное направление.
Это был решающий момент для сессии, но точка не была поставлена.
Все дело в том, что моя героиня (а иначе ее не назвать, т. к. работу она проделала большую) никак не могла отпустить тот период, который остался за ее плечами.
Пришло время прощаться с детством. И у нее, хоть и не просто, но получилось.
Впереди ее ждали новые люди, новые возможности, новые экзамены и другая новая и интересная жизнь!
P.S. Что-то мне подсказывает, что то, что казалось провалом, стало победой, ведь моя героиня совершила переход в новый этап жизни с ответом на вопрос «Что я хочу?» (а не что от меня ожидают), а это куда более важный экзамен.
(мои книги здесь - #неблогерЯ )
Автор: Сердюк Алевтина Александровна
Психолог, Терапевт ЭОТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru