Знаете, чем сложнее механизм – тем сложнее проводить диагностику при неисправности и найти её первопричину. Поломку в автомобиле или системном блоке компьютера бывает непросто обнаружить, тем более починить. Устранение неисправности в сложных диагностических приборах, роботизированных станциях, квантовых суперкомпьютерах может занимать недели и месяцы. Сооружения масштаба адронного коллайдера чинятся годами.
Что уж говорить про самый сложный существующий в природе механизм – головной мозг человека. Миллионы электробиохимических процессов в секунду, тысячи рецепторов, ферментов, ионов, задействованных в них. Неудивительно, что неисправности в головном мозге на уровне этих невидимых глазу процессов обнаружить крайне сложно (в отличие от, например, топора в голове, который видно достаточно хорошо), не говоря уже о том, чтобы полностью наладить работу. И надо помнить, что все наши знания о мозге сегодня – лишь капля в море неизведанного.
Такое предисловие было необходимо, чтобы подвести рассказ к психическим заболеваниям. В настоящий момент развития медицины причины большей части из них мы можем только предполагать. Часть психических расстройств получается неплохо контролировать, какие-то с трудом поддаются терапии. Перед некоторыми мы до сих пор бессильны. Не думаю, что что-то изменится с развитием технологий, поскольку даже самое сложное устройство, созданное человеком, в сравнении с мозгом будет смотреться как кусок стекла рядом с современным космическим телескопом.
И наша с вами общая задача, как я уже говорил в тексте про расстройства аутистического спектра, - на максимально раннем этапе заподозрить и выявить проблему, тогда у профильных специалистов будет гораздо больше пространства для лечебных маневров.
Тревожные расстройства у детей и подростков.
Главными характеристиками всех тревожных расстройств (далее – ТР) являются беспричинная обеспокоенность чем-либо и излишние размышления и опасения относительно будущего. Как размышления могут быть излишними, спросите вы. Ведь сказал Р. Декарт: «Мыслю, следовательно, существую».
Противоречия тут никакого нет. Месье Декарт, будучи философом и ученым, размышлял о вечном; его подход к развитию идеи рационализма, разработка метода дедукции, следование концепции пробабилизма (знание является только вероятным, потому что истина недостижима) – вот то, над чем размышлял Декарт, в перерывах для тренировки мозга делая открытия в области математики.
А излишние размышления проявляются в изначально бессмысленном нарративе. Пример: недавний марш одного известного музыкального ансамбля на Москву, во время которого количество тревожных расстройств у несчастных граждан увеличилось кратно. Любые размышления на эту тему человека, не обладающего всей необходимой информацией (а таких в России примерно 99,999% населения), по умолчанию излишни, ибо не изменят происходящего, не повлияют на будущее и не принесут конкретному индивидууму никакой практической пользы.
Между прочим, для справки: Во время жизни того же Декарта происходило множество значимых событий в его родной Франции. Основание Ост-Индской кампании, начало правления Людовика XIII, вступление в должность первого министра кардиналом Ришелье, встреча Д’Артаньяна и Констанции Бонасье, и, о ужас, Тридцатилетняя война! Представляете, какое шло бурное обсуждение в обществе?
Но Декарт не оставил после себя трактатов на темы «Экономическое обоснование прогнозируемой убыточности Ост-Индской кампании», «Почему Людовик – зло» или «Как надо было воевать, чтобы закончить быстро». Почему? Во-первых, потому что вышеперечисленные темы – чушь собачья. Во-вторых, потому что волновали его вещи иного порядка, и на глупости он не тратил много времени, хотя, безусловно, обсуждал происходящее с друзьями.
Так вот.
Среди подростков тревожные расстройства очень распространены, и количество их неуклонно растёт. Жизнь в эпоху перемен и так не сахар, а во время пубертата это превращается в сущий кошмар. Особенно когда отношение к происходящему родителей и друзей тоже не спокойно оптимистичное, а нервно-дерганное с элементами паники.
Среди тревожных расстройств выделяют паническое, генерализованное (длительная тревога без определённой причины), сепарационное (при разлуке с близкими), социальное (иначе – социофобия, боязнь незнакомых людей, скоплений людей, приближения людей и т.д.), а также различные специфические фобии.
Снова остановимся на тех симптомах, которые могут указывать на тревожное расстройство и необходимость обращения к врачу:
- непропорциональный и чрезмерный страх или тревога даже при краткосрочной разлуке с людьми, к которым человек привязан (например, при походе ребенка в школу или уходе родителей на работу), при этом беспокойство приводит к нарушениям социальной, учебной, трудовой или другой деятельности;
- выраженный страх или тревога в одной или более социальной ситуации, в которой к человеку привлечено внимание посторонних лиц, например, социальные взаимодействия (разговор, встречи с незнакомыми людьми), наблюдение со стороны (еда, питье в присутствии посторонних), публичные выступления;
- избегание социальных контактов, сопровождаемое напряжением и страхом;
- внезапные приступы необъяснимого страха, связанного с ощущением надвигающейся угрозы в отсутствие реальной опасности (т.е. панические атаки);
- физические затруднения при разговоре в коллективе при наличии адекватных языковых и разговорных навыков;
- страх выходить из дома без сопровождения и страх потеряться у детей подросткового возраста.
Необходимо добавить, что отдельно взятый страх публичных выступлений без других симптомов является нормальным и чаще всего проходит самостоятельно с приобретением успешного опыта этих самых выступлений.