Книга опубликована в 1938 году, прочел я ее совсем недавно. В книге есть сильные женщины (слабая там вообще только одна — красавица, которая хочет быть дорогой игрушкой). В книге есть русские, украинцы, евреи, нанайцы, корейцы, нивхи -положительные и отрицательные. В книге есть чекисты, коммунисты и комсомольцы — положительные герои, и кулаки, вредители, троцкисты и японские шпионы — отрицательные персонажи.
Короче, в книге есть то, от чего должны подгореть обиженные женщинами, «небелыми» и просто антикоммунисты. И это прекрасно, и я поэтому читал книгу с еще большим удовольствием.
Кетлинская — полька и дочь офицера — почему-то не была замучена адским Сталиным, а наоброт, получила Сталинскую премию. Постадавшей от репрессий ей можно назвать, если кому охота — она была в 1936 исключена из Союза писателей СССР, в 1939 году восстановлена.
В книге, написанной на основе реальных событий, с которыми автор была хорошо знакома, так как часто бывала на строительстве, очень интересен прежде всего дух эпохи. Тем, кто обкушался Огонька 1990 эта книга принесет жуткие страдания.
Персонажи в книге очень убедительные и живые. Трудности, вплоть до голода и смерти, не приглажены. Виноваты оказываются не только кулаки, вредители и шпионы, но и честный руководитель, который слишком мало внимания уделял тем, кто под его руководством работал. Тогда это назывлось «оторвался от коллектива».
Не все комсомольцы выдерживают испытания, некоторые дезертируют, некоторые с огромным трудом находят в себе силы снова вернуться. Личная жизнь складывается нелегко, кто-то находит свое счастье, а кто-то его теряет из-за слабости. Ребенок, зачатый от дезертира, становиься любимым сыном другого, хотя все происходит негладко, а вернувшийся родной отец понимает, чего лишился, но уже поздно. Настоящее равноправие женщин достигается, но не без борьбы.
Героиню по проискам клеветников исключают из партии, но за нее вступается коллектив и ей возраващают партбилет.
Работа, производственный процесс не отделены от рабочих-комсомольцев. Про работающих заключенных (троцкистов и уголовных) в книге написано, но нет вранья, что якобы Комсомольск строили не комсомольцы. Есть также «перековка» — бывший преступник становится ударником труда и учится. Старик бывший беглый каторжник (за убийство) находит свою новую жизнь.
Короче, мне книга очень понравилась. Как глоток свежего воздуха в капиталистеской России. Кто за социализм и не читал — рекомендую. Кто за капитализм — могут начать мучиться прямо сейчас.