Найти тему
Логопед, психолог

Эхолалия как запуск речи при РАС

Эхолали́я (эхо, повторение) — эхо-симптом, неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Может наблюдаться у детей и взрослых при различных психических заболеваниях, поражении лобных долей мозга и других расстройствах.

Эхолалия часто встречается при РАС (расстройство аутистического спектра), при синдроме Туретта (генетическое расстройство ЦНС, которое характеризуется моторными тиками голосовыми), при деменции, афазии (распад сформировавшейся речи).

Эхолалия может быть результатом повреждения левого полушария. В частности, повреждение лобной доли левого полушария.

Эхолалия классифицируется как немедленная – повторение возникает сразу после воздействия стимула, либо как отсроченная – повторение через некоторое время после воздействия стимула.

Клиническая картина немедленной эхолалии:

Логопед: «Как тебя зовут?»

Пациент: «Как тебя зовут»

Логопед: «Сколько тебе лет?»

Пациент: «Сколько тебе лет»

Логопед: «Повтори слова: кошка, мышка, лягушка»

Пациент: «Повтори слова: кошка, мышка, лягушка»

При отсроченной эхолалии пациент повторяет слова, фразы или несколько предложений с задержкой, которая может длиться от нескольких часов до нескольких лет (в фильме «Человек дождя» присутствует пример такой эхолалии).

Эхолалия в норме, может встречается у маленьких детей, которые только начинают учиться говорить. В этом случае эхолалия выступает в форме имитации и является полезным и необходимый компонентом социального взаимодействия, ребенок приобретает новое поведение посредством имитации. На данном этапе становления речи у ребенка еще может не быть явного осознания произнесенных слов, дети просто повторяют, что слышат.

Однако, если после трехлетнего возраста имитация сохраняется без осознанности речи, необходимо насторожиться, так как есть подозрение, что у ребёнка нарушена способность к саморегуляции. Лучше проконсультироваться со специалистом (логопед, психиатр) и выявить причину затянувшейся эхолалии. Очень часто эхолалия после трех-четырех лет, является симптомом при РАС.

В любом случае, я не рассматриваю эхолалию в негативном аспекте, наличие эхолалии это всегда лучше, чем отсутствие речи совсем. Когда в своей работе я наблюдаю у неговорящего ребенка с РАС появление эхолалии, это всегда надежда на дальнейшую более или менее осознанную речь.

Вот случай из моей практики:

Ребенок с РАС неговорящий совсем, со стереотипным поведением, каждое занятие я беру его руку, прикладываю к своей груди и говорю: «Настя», затем его руку прикладываю к его груди, и говорю: «Антон». И в один день, он прикладывает руку к своей груди и говорит: «Настя», и не важно, что он себя назвал моим именем. Дальше он путает где Настя, а где Антон, где Я, а где ТЫ, но процесс запущен. Работа с РАС долгая, в ход идут личные фотографии мои и ребенка, зеркало, рисунки, наши имена на табличках. В результате, ребенок научается идентифицировать себя и меня, а потом и всех остальных. А какая радость появляется у него в процессе этого осознания, что он понял кто есть кто! Это радость часто выражается неестественно, в аутостимуляциях (повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов, нацеленные на получение сенсорных ощущений и отвлечение внимания от стрессогенного воздействия и позволяющие справиться с эмоциональным напряжением). В этом случае запустилась речь у ребенка с РАС на эхолалии. Дальше как снежный ком пошли другие слова, но если честно, было немного страшно, что осознания может и не быть. Еще я использовала с этим ребенком метод глобального чтения, это помогло запустить речь. И это не первый случай, когда я сначала научила ребенка читать, а потом говорить. Метод глобального чтения не всем подходит, если есть возможность его избежать, лучше избежать, либо использовать на начальном этапе запуска речи и после пяти лет.

Вот такой палочкой – выручалочкой может быть эхолалия, хотя многих она может смущать или раздражать. И это понятно, ведь эхолалия напоминает речь попугая.

Если задуматься, то многие люди используют эхолалию в своей жизни, при сложных вопросах — повторяют вопрос, или если срочно нужно запомнить какую-то информацию — повторяют вслух услышанное.

Считаю, что эхолалию можно и нужно использовать в коррекционной работе как опору для запуска и развития речи. Это попытка мозга преодолеть свои ограничения и вступить в коммуникацию. Эхолалия показывает, что ребенок может говорить, и она связана с благоприятным прогнозом для дальнейшего развития речи особенно у "молчунов".