Сегодня 80-я годовщина высадки Союзников в Нормандии – пожалуй, главного логистического подвига в мировой военной истории
В связи с этим мне хочется осветить ряд малоизвестных фактов об операции «Оверлорд», которые, на мой взгляд, находятся за пределами массовых представлений об этом сражении – причём не только в России, но и во многих странах Запада.
В преддверии высадки в Нормандии и сразу после неё союзная авиация провела полномасштабную кампанию стратегических бомбардировок против французских городов с целью вывести из строя многочисленные объекты инфраструктуры, которые могли быть использованы немцами. При тогдашнем уровне развития военных технологий удары по городам неизбежно вели к массовым жертвам среди гражданского населения. Общее число французов, погибших под союзными бомбами, оценивается в 57 тыс. человек. Для сравнения, число британских жертв немецких бомбардировок составляет сопоставимые 60 тыс. человек. Завеса общественного молчания с этой темы спала только в 2010-х гг., когда появился ряд материалов, привлекающих внимание к жертвам «освободителей».
При этом французское Сопротивление не сидело сложа руки и провело полномасштабную партизанскую операцию по дезорганизации немецких коммуникаций в северной Франции.
Часто забывается, особенно в США, что в Нормандии вообще-то высаживались три национальные армии. Два плацдарма захватывали американцы, два – британцы, а ещё один – плацдарм «Джуно», был предназначен для канадцев. Причём именно канадские войска достигли наибольших успехов по итогу первого дня высадки. Впоследствии 1-я канадская армия участвовала в ликвидации Фалезского котла и наступала на северном фланге Западного фронта, освобождая северную Бельгию и Нидерланды. Решающий вклад Канады в освобождение последних и помощь голландским мирным жителям, которые страдали от голода зимой 1944/45 гг., заложили основу для «особых отношений» между этими двумя странами.
В августе 1944 г. на заключительном этапе битвы за Нормандию к 1-й канадской армии присоединились 1-я польская танковая дивизия, а также бельгийская, нидерландская и чехословацкая бригады. Кроме того, в составе британских ВМФ и ВВС участие в сражении приняли норвежцы и австралийцы.
Часть войск Вермахта, которые пытались помешать высадке Союзников, составляли «восточные батальоны», набранные из советских военнопленных. Историк Сергей Дробязко в книге «Под знамёнами врага: Антисоветские формирования в составе германских вооружённых сил, 1941 – 1945» приводит данные, согласно которым атлантическое и средиземноморское побережья к лету 1944 г. охраняли более 70 «восточных батальонов» численностью в 65 тыс. человек. Ещё 50 тыс. легионеров были дислоцированы во внутренних районах Франции и Бельгии. Коллаборационистские подразделения состояли из русских, украинцев, казаков, грузин, армян, азербайджанцев, а также представителей поволжских, северокавказских и «туркестанских» народов.
«Восточные батальоны» являлись второразрядными войсками, поставленными охранять «Атлантический вал» от безысходности, так как большая часть лучших частей Вермахта оставались скованными на Восточном фронте, где уже в конце июня началось генеральное наступление РККА в Беларуси – операция «Багратион». Несмотря на отдельные примеры ожесточенного сопротивления, «восточные батальоны» не смогли сдержать натиск Союзников. Значительное число легионеров массово сдавались в плен или обращали оружие против немцев и присоединялись к партизанам.
Тем не менее, как бы то ни было, наряду с американской интервенцией в российскую Гражданской войну (особенно на русском Севере) и действиями «военных специалистов» (летчиков, зенитчиков и всевозможных «советников») в годы «Холодной войны», высадка в Нормандии является одним из немногих эпизодов в истории, когда русские регулярные войска сражались против американцев.
Но есть нюанс.
Стальной шлем