Найти тему

Капитана высосало из кабины

10 июня 1990 года BAC 1-11 (британский реактивный лайнер) авиакомпании British Airways выполнял рейс из Бирмингема (Великобритания) в Малагу (Испания). На борту находилось 87 человек: 81 пассажир и 6 членов экипажа. В кабине находились опытные капитан и второй пилот.

Тот самый борт
Тот самый борт

Вскоре после взлёта пилоты расстегнули плечевые ремни безопасности. Капитан также ослабил свой поясной ремень, создавая себе комфортные условия для предстоящего полёта длительностью два с половиной часа. Самолёт набирал высоту. Когда он достиг около 4000 метров раздался мощный хлопок. И не где-нибудь, а в кабине пилотов. Левое ветровое стекло, со стороны командира, внезапно вылетело наружу. Из-за декомпрессии мощный поток воздуха вытянул капитана в образовавшийся проём. Но в последний момент его ноги застряли между штурвалом и приборной панелью. Тем не менее, большая часть тела оказалась за бортом. Снаружи его тут же пригвоздило к фюзеляжу мощным набегающим потоком воздуха.

Декомпрессия также сорвала дверь в кабину пилотов и та отлетела на приборную панель. Пассажиры на передних рядах и бортпроводники могли лицезреть всю эту ситуацию. Один из бортпроводников - Найджел Огден - тут же бросился к капитану и схватил его за талию, не давая окончательно вылететь наружу. Остальные принялись успокаивать пассажиров (непростое в такой ситуации дело).

Второй пилот взял управление на себя и начал резкое снижение. Он также передал сигнал бедствия, но из-за ветра в кабине не услышал ответа диспетчера. Благодаря тому, что пилот был опытным, он смог взять лайнер под контроль, несмотря на критическую ситуацию с разгерметизацией и отсутсвием капитана.

Державший капитана бортпроводник Огден начал замерзать и терять силы. Ему на помощь пришёл другой бортпроводник. Он просунул руку через ремни безопасности кресла четвертого члена экипажа, расположенного за левым пилотским креслом, и тоже схватил капитана. Вскоре к ним присоединился ещё один бортпроводник. Вместе они попытались втянуть тело обратно, но мощный воздушный поток не дал им этого сделать. В окно они видели, что лицо командира застыло и не моргало. Это навевало мрачные мысли. Тем не менее, втроём они крепко ухватились за тело, чтобы оно не улетело и не попало в двигатель.

Между тем, самолёт снизился до 3000 метров, сбросил скорость, а пилот смог расслышать диспетчера. Ему предложили совершить посадку в ближайшем к нему аэропорту Саутгемптона. Через 35 минут после взлёта второй пилот благополучно посадил самолёт.

После посадки
После посадки

Из пассажиров никто не пострадал. Вопреки опасениям, выжил и капитан. С обморожением и переломами он был доставлен в госпиталь. Бортпроводник Найджел Огден также получил обморожение и вывих плеча.

Следователи установили, что злополучное левое ветровое стекло было заменено за 27 часов до инцидента и это был первый полёт после его замены. Техник, вместо того чтобы свериться с документацией, просто взял на складе болты, визуально похожие на те, которыми было закреплено предыдущее стекло. Следствие выяснило что 84 из 90 болтов имели меньший диаметр, чем необходимо. Оставшиеся 6 болтов были надлежащего диаметра, однако короче чем положено на 2,5 миллиметра. Соответственно, слабо закреплённое стекло вылетело из-за разницы давлений. Расследование также выявило плохой контроль за работой техников и нарушение процедур со стороны авиакомпании.

Сравнение болтов, используемых в ветровом стекле (слева направо: правильный размер, новый; маленький размер, новый; правильный размер, старый)
Сравнение болтов, используемых в ветровом стекле (слева направо: правильный размер, новый; маленький размер, новый; правильный размер, старый)

Самолёт эксплуатировался ещё 11 лет в различных авиакомпаниях. Второй пилот Аластар Атчисон, а также бортпроводники Найджел Огден и Сьюзан Гиббинс получили награды. Командир Тимоти Ланкастер через пять месяцев после инцидента снова сел за штурвал самолёта и летал в British Airways до самой пенсии, а после выхода на пенсию продолжил летать авиакомпании Easy Jet.

Аналогичный случай в Китае:

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday