Успешная адаптация нового сотрудника — ключ к его долгосрочной работе в компании. Хорошо структурированный процесс адаптации помогает новичкам быстрее освоиться на новом месте, стать частью команды и начать продуктивно работать. Вот несколько шагов, которые помогут вам адаптировать сотрудника, чтобы он остался в компании надолго.
Зачем нужна адаптация?
Как показало исследование get experts, в котором приняли участие более 1000 респондентов, чаще всего компании внедряют онбординг для того, чтобы сотрудники быстрее привыкали к работе в коллективе, качественнее вовлекались в рабочий процесс и культуру компании, а текучесть кадров снижалась. Кроме того, адаптация позволяет развивать систему наставничества.
В 94% опрошенных компаний рассказали, что занимаются различными видами адаптации персонала: организационной (47%), производственной (44%), профессиональной (44%), социальной (35%) и психологической (11%). Еще в 30% случаев практикуются различные адаптационные активности, но программ или планов как таковых нет. 5% работодателей не адаптируют персонал, 1% — не знают, что такое адаптация.
Сроки адаптации новых сотрудников варьируются, но чаще всего этот процесс занимает от 2 до 4 месяцев. Для повышения эффективности адаптации многие компании используют корпоративные порталы, платформы для онлайн-обучения, ПО и сервисы, а также мобильные приложения и системы управления персоналом. Среди основных трудностей, с которыми сталкиваются новички, выделяются нехватка обратной связи, сложности с коммуникацией и выполнением задач. Компании также испытывают трудности с низкой производительностью труда новичков, несовпадением ценностей и графиком работы.
С чего начать адаптацию?
Процесс адаптации начинается задолго до первого рабочего дня. Пребординг помогает новому сотруднику быстрее понять, что от него ожидается, и подготовиться к новым обязанностям. Это сокращает время на адаптацию и позволяет быстрее включиться в рабочий процесс.
Элементы пребординга:
1. Подготовка рабочего места – обеспечьте нового сотрудника всем необходимым: оборудованием, доступами к программам и системам, канцелярией.
2. Список задач на испытательный срок – составьте четкий план задач и целей на первые недели работы, чтобы сотрудник понимал, что от него ожидается.
3. Информирование команды – заранее представьте нового коллегу команде, расскажите о его роли и обязанностях.
4. Приветственное письмо – отправьте новому сотруднику приветственное письмо от имени руководства. В этом письме выразите радость по поводу его прихода в компанию, расскажите о культуре компании и поделитесь полезной информацией.
5. Подготовка документов – подготовьте все необходимые документы, которые нужно будет подписать новому сотруднику в первый день. Это включает трудовой договор, должностные инструкции и другие важные бумаги.
6. Обучающие материалы – предоставьте новому сотруднику доступ к обучающим материалам, которые помогут ему подготовиться к началу работы. Это могут быть видео, презентации, инструкции и т. д.
7. Назначение наставника – назначьте наставника или "бадди", который поможет новому сотруднику адаптироваться. Наставник ответит на все вопросы, покажет, как все устроено, и поддержит в первые дни работы.
Как показало исследование get experts, пребординг проводится в 85% компаний.
Организационная адаптация: введение в рабочие процессы
Организационная адаптация помогает новичку понять, как устроена компания и как в ней принято работать. Включите в программу адаптации следующие элементы:
1. Ознакомление с корпоративной культурой – расскажите о миссии, ценностях и правилах компании.
2. Экскурсия по офису – проведите экскурсию по офису, покажите основные зоны и познакомьте с коллегами.
3. Обучение работе с ПО и системами – проведите обучение по использованию основных программ и систем, с которыми сотруднику предстоит работать.
4. Представление коллективу – знакомство с коллегами помогает новому сотруднику быстрее стать частью команды. Это может включать: приветственное собрание или мероприятие, представление новичка в корпоративных мессенджерах или по электронной почте и др.
5. Обучение и введение в должность – обучение на этапе организационной адаптации направлено на освоение необходимых навыков и знаний для выполнения рабочих обязанностей. Это включает проведение вводных тренингов и семинаров, обучение работе с программным обеспечением и инструментами, постановку задач и целей на испытательный срок
Организационной адаптацией, по данным нашего исследования, занимаются 47% работодателей.
Социальная адаптация: встраивание в коллектив
Социальная адаптация помогает новому сотруднику стать частью команды. Вот несколько идей для успешной социальной адаптации:
1. Назначение наставника или бадди – назначьте наставника, который будет помогать новичку адаптироваться и ответит на все возникающие вопросы. Кстати, работодатели чаще всего используют именно этот инструмент для адаптации сотрудников поколения Z, следует из данных нашего исследования.
2. Корпоративные мероприятия – пригласите нового сотрудника на тимбилдинги и корпоративные мероприятия, чтобы он быстрее познакомился с коллективом.
3. Приветственное письмо – отправьте приветственное письмо от имени руководства, в котором выразите радость по поводу его прихода в компанию.
4. Регулярные встречи и обратная связь – помогают новому сотруднику получать обратную связь, обсуждать возникающие вопросы и корректировать свою работу. Это способствует лучшему пониманию задач и повышению эффективности.
5. Вовлечение в проекты - помогает сотруднику быстрее почувствовать себя частью команды и понять свою роль в компании. Это повышает его мотивацию и вовлеченность.
По данным нашего исследования, этому аспекту адаптации уделяют внимание 35% работодателей.
Профессиональная адаптация: развитие навыков и компетенций
Профессиональная адаптация направлена на развитие навыков и компетенций, необходимых для выполнения задач. В 2024 году этим этапом адаптации занимаются 44% работодателей. Вот что можно включить в программу:
1. Вводные тренинги – организуйте тренинги, которые помогут новичку быстрее освоить свои обязанности.
2. Обратная связь – регулярно давайте обратную связь по выполненным задачам, отмечайте успехи и указывайте на возможные улучшения.
3. Развитие компетенций – создайте план профессионального развития, который поможет сотруднику расти в компании.
Психологическая поддержка: уменьшение стресса и поддержка мотивации
Психологическая поддержка важна для уменьшения стресса и поддержания мотивации. Ею занимаются только 11% опрошенных работодателей.
В нее могут входить следующие элементы:
1. Регулярные встречи с руководством – проводите регулярные встречи с руководством, чтобы обсудить прогресс, ответить на вопросы и дать поддержку.
2. Создание благоприятной атмосферы – обеспечьте комфортные условия работы и доброжелательную атмосферу в коллективе.
3. Программы менторства и коучинга – включите программы менторства и коучинга для личностного и профессионального развития сотрудника.
Адаптация нового сотрудника — это комплексный процесс, требующий внимания и усилий.
«В наши дни процесс онбординга в том или ином виде присутствует в более чем у 90% российских и зарубежных компаний. Для повышения эффективности адаптации стоит сперва удостовериться в качестве рекрутмента - чем вернее оценен кандидат на старте и конкретнее оговорены обязанности, требования и условия работы, тем выше шансы на его благополучную адаптацию. Сам процесс должен быть логичен, структурирован и, по возможности, автоматизирован, а стихийность — сведена к минимуму», — отметил Роман Ковалев, руководитель отдела по управлению персоналом get experts.
А вы адаптируете персонал?