Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Сто пятьдесят друзей Данбара.

Число Данбара говорит нам о тех мощностях, на которые рассчитан наш мозг. Речь идёт о том, под воздействием чего и для каких нужд развивался наш неокортекс. Изначально существовали племена древних людей, которые были вынуждены объединяться для того, чтобы выжить. Люди вместе охотились, защищались от других племён и диких зверей, занимались собирательством. Племя, как правило, имело некоторую иерархию, которую и сейчас можно наблюдать в стаях человекоподобных обезьян. В племени был вождь, который условно занимался тем, что помогал племени держаться вместе. Чтобы выжить, человеку надо было иметь представление о том, кто кому кем приходится, в каких отношениях состоит с вождём и его приближенными, кто выше, а кто - ниже по иерархии племени. Если человек не соблюдал правила племени, не работал, не охотится, пережил вождю, то его могли побить и выгнать, если не убить вовсе.

Именно этот факт заставлял человека подчиняться авторитету вождя и вести себя так, чтобы тебя не выгнали и не убили. Изгнание было подобно смерти и человек чувствовал, что оставаться одному опасно и это вызывало у него определённые эмоции. А если представить себе, что рабочее место - это воображаемое племя, с которым человек охотится и защищается от опасностей, поэтому увольнение также воспринимается человеком крайне негативно. Человек в такие моменты испытывает высокий уровень стресса, который призван мобилизовать силы человека для восстановления "справедливости". То есть человек бы мог победить вождя и тогда бы сам стал вождём, но это, конечно, в идеале. Обычно его избивали всем пламенем и изгоняли. В некоторых маргинализированных коллектива ещё практикуется этот анахронизм массового избиения, который называют "тёмное". К сожалению первобытные привычки становятся истиной для тех, кто не верит в преображение человека, в рост его духовных качеств и способностей.

Поэтому мы испытываем стыд, ощущаем вину, когда нам указывают на наши поступки, сначала стыд, потом вину, а потом и обиду, ведь она приходит, когда мы начинаем злиться на того, кто нас пристыдил, но подавляем злость из-за приличия. Представляете, насколько древними являются эти эмоции? Внешняя среда уже не настолько опасна, а некоторые эмоции могут нас просто загрызть...

Автор: Чернявский Алексей Игоревич
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru