Найти в Дзене
Дамские заботы

Правильная мотивация – ключ к похудению

Даже самые надежные методы нормализации веса не сработают, если мотивация неустойчива и слаба. Поэтому я как психолог решила положить в основу собственного приведения веса в норму прочный фундамент надежного мотива. Уже год он работает, благодаря ему ушло более 10 кг лишнего веса. Темп меня устраивает, быстрый сброс чреват нехорошими осложнениями. Расскажу о собственной мотивации подробнее. На самом деле сложнее всего договориться с самим собой. Мы же все прекрасно понимаем и если внутренние доводы слабы, сами же на них не ведёмся. Сознание найдет десятки просчетов, оправданий и поводов увильнуть. Например, возьмем такой мотив как «хочу влезть вон в те джинсы». Ситуативно и на небольшие цифры может сработать. Но устойчивую мотивацию и долговременный результат не обеспечит. В конце концов та модель джинсов выйдет из моды, да и вообще вон то платье стало больше нравиться и я в него с нынешними параметрами умещаюсь. Ответ на вопрос «Зачем мне это надо?» очень важен. В самом деле, зач

Даже самые надежные методы нормализации веса не сработают, если мотивация неустойчива и слаба. Поэтому я как психолог решила положить в основу собственного приведения веса в норму прочный фундамент надежного мотива. Уже год он работает, благодаря ему ушло более 10 кг лишнего веса. Темп меня устраивает, быстрый сброс чреват нехорошими осложнениями. Расскажу о собственной мотивации подробнее.

На самом деле сложнее всего договориться с самим собой. Мы же все прекрасно понимаем и если внутренние доводы слабы, сами же на них не ведёмся. Сознание найдет десятки просчетов, оправданий и поводов увильнуть. Например, возьмем такой мотив как «хочу влезть вон в те джинсы». Ситуативно и на небольшие цифры может сработать. Но устойчивую мотивацию и долговременный результат не обеспечит. В конце концов та модель джинсов выйдет из моды, да и вообще вон то платье стало больше нравиться и я в него с нынешними параметрами умещаюсь.

Ответ на вопрос «Зачем мне это надо?» очень важен. В самом деле, зачем? Похудение обеспечит успех в делах и счастье? В мире полно людей с нормальным весом, у которых проблемы в работе, самореализации и личной жизни. Конечно, речь не идет о случаях, когда набранный килограммы превышают норму в 3-5 раз. Но сейчас вот есть у меня лишних 20 кг. И ни в личной жизни, ни в делах это проблемы не создает. И что же - да здравствует бодипозитив? Отнюдь…

А что такое лишний вес? Когда можно уверенно сказать я толстая/толстый? Знаю девчонок с модельными параметрами, которые набрав 500 гр. с ужасам восклицают «Я толстая». Я же на это смотрю снисходительно и считаю, что со своими 94 кг имею полное право уверенно это себе говорить. С другой стороны кто-то с весом в 125 кг. также реагирует на 94-килограмовых: « 94?! Фи, мне бы такой вес. А тут 125 – вот кто толстый, вот где проблема». Другими словами, это все субъективные оценки, основанные на нашем личном опыте, чувствах и восприятии. Где же грань, которая отсекает субъективизм и четко относит вес человека в категории «толстый»?

Эту грань можно найти в кабинете эндокринолога. Приходишь на прием, доктор уточняет твой рост, вес, возраст. В зависимости от результата пишет в медицинской карточке: «Ожирение 1-ой степени». Или второй. Или не пишет ничего. А теперь самое главное осознание: эндокринолог – это врач. В медицинской карточке он записывает не заметки и примечания, а диагноз и лечение. Поэтому лишний вес – это болезнь. Точка. Только мы к этой болезни относимся иначе.

Был такой эпизод в жизни. Побывала у эндокринолога и рассказываю коллеге: «Представляешь, доктор мне ожирение 2-ой степени поставила». А она мне в ответ: «А я тоже у него была и мне тоже 2-ю степень ожирения поставил». И мы такие : «Ха-ха-ха…». Отреагировали бы так при другом диагнозе? Типа:

-Мне тут диабет поставили.

-Ой и мне тоже. Ха-ха…

-Ха-ха-ха!

Маловероятно. А ведь в обоих случаях присутствуют доктора и речь идет о поставленных ими диагнозах.

Лишний вес остается болезнью, хотя при этом можно как угодно юлить, выдумывать всякие социальные обходы и умные слова. Варианты есть и в нашем и в мировом социуме. Одни поговорки чего стоят. «Хорошего человека должно быть много» Ага, конечно! А почему не «Дерматита у человека должно быть много»? Тоже ведь болезнь, тоже человека не красит. Или «Пышность бабе не вредит». Тогда уж и «Аденома простаты бабе не вредит» - она ей просто по определению не может навредить. Или взять современную мировую тенденцию к бодипозитиву. Она про принятие себя по всем параметрам, в том числе и по лишнему весу. Почему нет движения туберкулезопозитив? Болеет человек открытой формой и принимает себя таким, гордится, несет все людям и просит принимать его таким, какой он есть. Так нет же, он лечится! А избыточный вес лечить не надо? Это же тоже болезнь. Разница только в том, что ожирение не передается воздушно-капельным путем. Кардиологические заболевания, кстати, тоже не заразны для окружающих. Но мы их все равно стараемся лечить, держать под контролем, как и многие другие виды заболеваний.

Внутренний голос может возразить, что некоторые болезни ведут к летальному исходу или сокращают продолжительность жизни. Да, но только мне еще нигде не попадалась информация, что ожирение ее продляет. В большинстве случаев оно действует опосредованно – провоцирует развитие заболеваний, которые убавляют нам годы жизни.

Вот так и получается так, что свои заболевания мы пытаемся лечить или держать под контролем, а на болезнь избыточного веса смотрим иначе и оправдываемся чем угодно, лишь бы не относится к ней как к недугу. Ситуация чем-то напоминает один анекдот из психологической среды.

Встречаются два приятеля и происходит диалог:

-Как дела, как твой энурез поживает?

-О, ты знаешь, я ходит к такому замечательному психотерапевту и он мне так помог!

-Т.е. ты теперь не писаешься по ночам?

-Нет, все по другому: я продолжаю мочиться по ночам в постель и теперь горжусь этим!

С бодипозитивом в отношении весовых проблем примерно так же получается.

Таким образом совершенно однозначно – лишний вес это болезнь, которую надо лечить. Ну в самом деле – это же элементарно. Если у нас насморк, мы не выдумываем поговорки типа «Сопливые люди полны таинственности» и не несем гордо людям свой соплепозитив, а лечим насморк. На самом деле ожирение даже легче лечить, чем некоторые заболевания. Вместо килограмма таблеток и лекарств – килограммы здоровой пищи. Вместо хирургического вмешательства – правильная физическая нагрузка. И самое главное - реальный шанс выздороветь полностью и без рецидивов есть практически у всех.

Вот такая мотивация. Ее смысл в том, что изменяется точка зрения на процесс нормализации массы тела – отход от эстетической составляющий к сугубо медицинской. Я не вижу аргументов для обратного перехода. Эстетика – это косметические процедуры, салоны красоты. Ожирение – это медицина, но со специфическими методами лечения. Хотя, как сказать – при ряде заболеваний ЖКТ тоже ведь особые подходы в питании нужны. А при заболеваниях опорно-двигательного аппарата назначают определенные виды физической нагрузки. Почти все как с ожирением. И не надо бояться этого слова, это чисто медицинская терминология. Кстати, по МКБ-10 ожирение имеет код Е66. Существует еще понятие предожирение. С ним почти также, как с преддиабетом, поэтому расслабляться не стоит.

Вот на такой мотивации я пытаюсь привести вес к норме. Регулярно появляются дополнения в зависимости от возникающих трудностей, но эта основная. Это база, на которой строятся все дальнейшие действия.