Уроженец Страны Басков, Франсиско Рабанеда-и-Куэрво родился 18 февраля 1934г в Пасахес, Гипускоа, Испания. Когда вырос, он решительно сократил громоздкое «Франсиско Рабанеда и Куэрво» до интернационального «Франк Рабан», но после заменил «Франка» на «Пако», детское прозвище. Его бабушка рассказывала, что ворон – покровитель их рода, а «Пако», в переводе с греческого означает «ворон». «Пако Рабан» звучало мистически.
Мальчик был обречен стать модельером. Его мать работала главной портнихой в ателье испанского Модного дома Balenciaga, располагавшегося в городе Сан-Себастьян. В 1937 году, после начала гражданской войны в Испании, Баленсиага открыл свой магазин в Париже и помог семье Рабана переехать туда.
Мать мальчика, радикально настроенная коммунистка, в 1950г побывала в Москве, представляя испанскую коммунистическую партию. В поездку она взяла 16-и летнего Франсиско, которого потрясла встреча со Сталиным.
Пако, выросший в Париже, в середине 1950-х годов начал изучать архитектуру в Национальной школе изящных искусств. Он мечтал «подружить» архитектуру и моду, которой интересовался.
Весной 1965 года он выпускает собственную линию аксессуаров: виниловые козырьки, браслеты и многослойные серьги, выполненные из тонких листов пластика в виде чётких геометрических форм. Лёгкие, яркие и недорогие изделия привлекали внимание молодежи и вскоре появились на обложках модных журналов. В 1965 году было продано около 20000 изделий от Рабана.
В1960-х он зарабатывал деньги, рисуя эскизы одежды для Dior, Givenchy, Nina Ricci и эскизы обуви для Charles Jourdan. В то же время Рабан более 10 лет проработал с ведущим французским специалистом в строительстве железобетона Огюстом Перре.
Именно изучение архитектуры помогало ему представлять вещи в трехмерном измерении.
Начиная с 1962г, Рабан разрабатывает нетривиальные пластиковые аксессуары, бижутерию и пуговицы для коллекций молодых парижских дизайнеров Эммануэль Хан, Кристианы Байли и Мишель Розье. К примеру, он покрывал зерна кофе прозрачным пластиком.
В 1966г он запустил свою собственную линию аксессуаров, представляющих ярко окрашенные пластиковые украшения в виде геометрических фигур, имевшую успех не только во Франции, но и в Америке.
К февралю 1966 года Рабан с помощью одной коллекции изменил мир моды.
Его первая коллекция, он честно назвал ее “Неносибельные” (the Unwearables), «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить», состоящая из «вечерних платьев, купальников, аксессуаров, поясов, солнцезащитных очков, сумок, головных уборов, созданных из легких, гибких, подвижных, пластиковых дисков, которые в свою очередь имели форму кубов, спиралей и кругов и были выполнены в поразительных цветах: оранжевом, красном, золотом и серебряном» (Boston Globe, 1966 год), была встречена с энтузиазмом.
«Вековые нитки и иголки остались в прошлом, их заменил рабочий стол с плоскогубцами, проволокой, перфоратором и штампами для вырезки отверстий. Многие считают, что это, возможно, самая громкая модная сенсация нынешнего поколения» (Chicago Tribune, 1966 год).
Впрочем, Шанель, как всегда, была недовольна и назвала Рабана «металлургом».
В его творчестве присутствовали, казалось, взаимоисключающие стили. Футуризм сочетался с ориентализмом и аллюзиями на Средневековье. Рабан экспериментировал с комбинированием всевозможных материалов: пластика и бумаги с алюминием, оптическим волокном и плексигласом. Облегающие платья в виде плетёной кольчуги стали знаковыми.
В дефиле манекенщицы выходили босиком: уже существующая обувь не подходила к новаторским платьям. Контраст обнаженных ступней и кольчужных доспехов выглядел экстравагантно.
Новаторство Пако Рабана проявлялось и при выборе манекенщиц. На его показах одежду демонстрировали темнокожие девушки. Он первым стал использовать в своих дефиле вместо зачитывания номеров нарядов и их описания музыкальное сопровождение.
Первые платья, сделанные в качестве эксперимента из пластика, навеянные феминизмом, представляли современный взгляд на средневековые доспехи: родоидные диски, скрепленные вместе при помощи проволочных колец.
*родоид — высококачественная пластмасса на основе ацетилцеллюлозы)
«Доспехи» продавали в самых известных модных магазинах Соединенных Штатов за $300 и даже больше. Эти платья предназначались для танцев (сидеть в них не рекомендовалось).
Приятный бонус для осмелившихся их купить и носить: к платью шел комплект дополнительных дисков и проволочных колец на случай каких-либо повреждений.
А осмеливались его носить не только в приключенческих (фильмы «Казино “Рояль”», «Искатели приключений», «Двое в дороге») и фантастических фильмах (культовые костюмы Джейн Фонды в «Барбарелле»), но и на светских вечеринках. Его клиентками становились самые яркие звезды – Брижит Бардо, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор.
Пако объяснил свой мгновенный успех инновациями: «Мои платья популярны, потому что они шокируют, и женщины, которые их носят, никогда не останутся незамеченными».
С 1966 по 1970 время Пако Рабана. Его копировали другие дизайнеры и производители масс-маркета, в журналах для подростков пишут рекомендации, как своими руками создать его одежду. Его платья выгуливают селебрити.
В 1968г он выпускает новую шокирующую коллекцию из склеенных или скрепленных вместе листов бумаги(одежду из которой он считал одеждой будущего), превращенных в мини-платья.
В1970 г новый эксперимент- плащи, отлитые из одного куска пластика. Пако Рабан использовал в своих коллекциях бумагу, лазерные диски, голографическое волокно и стекло, создавал плащи из перьев, кожи, пластика и металла с добавлением сухих цветов и кружева.
В вышивальной мастерской Пако Рабана, состоящей из его матери, братьев и сестёр, отказались от традиционной вышивки, заменив шитьё клёпками. Бусины и пайетки прикреплялись к ткани крошечными гвоздиками с петелькой, что ускоряло процесс декорирования. В мастерскую стали обращаться с заказами другие дизайнеры, включая такие модные дома, как «Нина Ричи» и «Филипп Вене».
В 1969 году Пако выпустил свой первый парфюм Calandre, названный в честь металлической решетки на передней части автомобиля. Аромат металлических конструкций и стульев, с кожаными сидениями спортивных автомобилей, напоминающий запах его бутика. Чрезвычайная популярность Calandre положила начало двадцатилетнему периоду невероятной популярности ароматов и туалетных принадлежностей Paco Rabanne, но одновременному уменьшению интереса к одежде бренда.
В 1971 году Пако официально присоединился к Синдикату высокой моды, представив более «целомудренную и утонченную», но непривычную для него версию своих дизайнов, заменив тяжелую фурнитуру тонкой металлической сеткой и тканями, такими как бархат и трикотаж. Рабан одевал сетчатые накидки и бюстгальтеры поверх облегающих черных вечерних платьев, а также использовал лоскутную джинсовую ткань и кожаные детали.
Возникший в 1960г «Дом моды «Пако Рабанн» просуществовал тридцать лет под его предводительством.
В 90-х годах Пако Рабан занялся живописью и написанием книг.
В одной из книг он предсказал, что советская космическая станция «Мир» в 1999 году рухнет на Париж и уничтожит его. В том же 1999г, когда его предсказание не сбылось, добившись мировой известности, поэкспериментировав от души и воплотив свои идеи, он решил оставить Высокую моду.
Он все еще жив, но очень далек от своего одноименного бизнеса.
Известный своими часто безумными теориями, которые он высказывал в прессе, Пако получил прозвище «Wacko Paco» («чокнутый Пако»).
Забавно, но юному Франсиско парижская ясновидящая предсказала, что он будет работать в окружении женщин, именно они его сделают богатым. Так и произошло. В жизни Пако всегда есть место для мистики.
Иллюстрации взяты из интернета. За лайк- плюс в карму.