Всем привет! Не смотря на то, что цикл статей, посвящённых аварии на орбитальной станции "Салют-7" был завершён, от него, как от любого большого проекта, осталось много неиспользованных материалов. Последние полтора года меня посещала мысль написать ещё одну статью. В ней предлагаю рассмотреть воспоминания, оставленные современниками событий для оценки действий В.А. Джанибекова и В.П. Савиных со стороны, а также о месте этого события в мировой пилотируемой космонавтике. Поехали!
Предыдущая бонусная статья: Авария на станции «Салют-7». Часть 7. Бонус! Ангелы носят Кувалды.
Мишин В.П. - И продолжается полёт
Начну, пожалуй, со статьи "И продолжается полёт" академика Василия Павловича Мишина, которая опубликована в книге "Звёздный путь". Статья очень интересная и заслуживает разбора целиком, но сейчас ограничимся небольшим фрагментом, посвящённым данному полёту.
При чтении приведённого ниже фрагмента можно сделать предположение, что В.П. Мишин пересказывает события, свидетелем которым не был. И это отчасти правда. Связано это с тем, что его отлучили от практической космонавтики в 1974 году, сняв с должности главного конструктора и начальника ЦКБЭМ (ОКБ-1), фактически выгнав с предприятия. Поэтому приходилось получать информацию через вторые-третьи руки опосредовано.
"...После тщательной подготовки и многочисленных тренировок 6 июня 1985 года экипаж в составе В.А. Джанибекова и В.П. Савиных стартовал на корабле «Союз Т-13», а утром 8 июня корабль подошел к станции. Когда станция и корабль вышли из тени, расстояние между ними составляло около 10 километров. Дальше все шло, как наметили, и с расстояния порядка 2,5 километра экипаж взял управление на себя. Когда до станции оставалось oкoло 200 метров, корабль на некоторое время «завис», не приближаясь к станции. Джанибеков после короткого совета с Центром управления подвел корабль поближе, облетел станцию, вывел корабль к переходному отсеку и пристыковался. Эту операцию можно расценивать как крупное техническое достижение, перспективное для будущих работ с вышедшими из строя спутниками или терпящими бедствие пилотируемыми кораблями.
Стыковка была удачно завершена. Но... По положению солнечных батарей станции, которые были хорошо видны на экране телевизора, можно было сразу предположить, что не работает система ориентации солнечных батарей, а может быть, и отсутствует напряжение в системе электропитания. Убедились в этом после стыковки.
Сразу возникло много проблем: если на борту нет питания, там все должно замерзнуть, и не только вода и пища, но и все приборы, приспособленные к работе при положительных температурах.
После проверки герметичности стыка проверили состав атмосферы в рабочем отсеке станции. Атмосфера была нормальной, можно было перейти в станцию. Но проблем от этого меньше не стало. Как работать в станции? Ведь если не работает система регенерации, очень быстро возрастет концентрация углекислого газа, вплоть до опасной для жизни. По рекомендациям с Земли космонавты собрали временную схему вентиляции.
В первую очередь необходимо было наладить работу системы энергопитания: ведь буферные батареи оказались разряженными, к тому же задача осложнялась тем, что, как выяснилось позже, неисправным оказался датчик, отключающий солнечные батареи от буферных при полном заряде последних. К счастью, оказалось, что полностью неработоспособны только две батареи из восьми. Остальные поочередно стали напрямую подключать к солнечным батареям..."
"...Условия работы были невероятно сложными: света на станции нет, вода замерзла, температура во многих точках опустилась ниже нуля... Но В.А. Джанибеков и В. П. Савиных, проявив настоящее мужество, в очень тяжелых условиях тщательно, шаг за шагом провели все операции по восстановлению станции, полностью вернули ее к жизни. Нельзя не отметить и самоотверженную работу всех наземных служб, участвовавших в анализе сложившейся ситуации, разработке программ и методик по восстановлению работоспособности станции.
Такой сложный комплекс работ в космосе был проведен впервые. Закончив работы по «оживлению» станции, В.А. Джанибеков и В.П. Савиных начали выполнять программу научно-исследовательских работ..."
Темой статьи "И продолжается полёт" является анализ необходимости пилотируемой космонавтики. Данный пример говорит в её пользу, доказав, что непосредственно в космосе человек способен произвести ремонт практически любой сложности. После ухода из "королёвской" фирмы Василий Павлович посвятил себя научной и учебной деятельности в МАИ. По этой причине данную положительную оценку можно расценить как научную ("академическую") точку зрения.
Губарев А.А. - Орбита жизни
Следующие воспоминания принадлежат космонавту Алексею Александровичу Губареву. Высокая оценка "коллеги по цеху" ещё раз подводит к мысли, что, с одной стороны, то что сделали космонавты В.А. Джанибеков и В.П. Савиных - подвиг, а с другой стороны - честно выполненный долг и большая работа. Данный фрагмент находится в главе "Вместо заключения. Будущим исследователям" книги "Орбита жизни".
"...Георгий Гречко однажды сказал: "Полет - это риск, и мы не должны забывать ни на секунду об этом. Поверьте опыту всех космонавтов, что легких полетов не бывает, в каждом из них происходит нечто непредвиденное, и надо быть к этому готовым. И в этом особенность нашей профессии".
Я бы к этому добавил: риск нас не останавливает, он мобилизует.
Когда наши космонавты проявляют волю и мужество, когда они делают, казалось бы, невозможное, они вовсе не думают о героизме. Они просто честно выполняют свой долг. Еще один пример, когда мужество и высокая профессиональная подготовка помогли вернуть к жизни сложнейший космический объект. Я имею в виду орбитальную станцию "Салют-7". В один из дней, после того как была завершена многолетняя программа пилотируемых полетов на этой станции, с ней была потеряна радиосвязь. Станция превратилась из послушной в неуправляемую. Полностью укомплектованная научной аппаратурой, она по-прежнему представляла собой большую ценность. Чтобы спасти станцию, надо было попасть на нее и на месте, разобравшись, оживить ее.
В динамическом процессе сближения станция представляла собой, как говорят специалисты, некооперируемый объект. Нужно было разработать новый метод сближения, подготовить экипаж к работе в условиях возможного неконтролируемого вращения объекта. В сжатые сроки все это было сделано. Был послан опытный экипаж - Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Они блестяще провели этап поиска, сближения и стыковки с неуправляемой станцией, проникли внутрь ее и после исследования начали оживлять объект. Это была удивительно слаженная работа экипажа и Земли. Отсутствие энергоснабжения на станции привело к понижению температуры до минусовой. Вода замерзла, вентиляция не работала. Не трудно представить, в каком "комфорте" работали космонавты.
Только через две недели температура стала плюсовой, а через три экипаж мог снять теплозащитные костюмы. Три недели напряженной работы в сложнейших и опасных условиях не только оживили станцию, но и вывели ее на режим штатной работы. Разве это не подвиг?.."
Рюмин В.В. - Год вне Земли
Фрагмент воспоминаний Валерия Викторовича Рюмина привожу без сокращений, потому что в них приведён образ мысли уже не космонавта, а руководителя полётов. После прочтения становится грустно от того, каким неуравновешенным показали заслуженного космонавта и руководителя полётов в фильме "Салют-7". Фрагмент взят из главы "Работа в ЦУП" книги "Год вне земли".
"...Со 2 октября 1984 года станция «Салют-7» находилась в беспилотном полете. С ней проводились сеансы радиосвязи, регулярно по каналам телеметрии поступала информация о состоянии систем и параметрах атмосферы внутри отсеков. Центр управления на таких участках работает сокращенными составами смен. Это обычный, устоявшийся режим работы. В феврале 1985 года в очередном сеансе связи была зафиксирована неисправность в системе командной радиолинии. Появился какой-то отказ в автоматике, управляющей радиосредствами, который однозначно распознать в этом сеансе связи не удалось. В следующем сеансе связи на борт перестали проходить команды управления. Это означало, что исчезла возможность контролировать работу бортовых систем станции, таких, как система электропитания, система ориентации солнечных батарей, система терморегулирования и газового состава. Исчезла возможность включать на станции систему автоматического сближения, систему управления и двигательную установку для обеспечения коррекции траектории. Нельзя было включать систему радиоконтроля орбиты для обеспечения баллистиков необходимой исходной информацией, для расчетов параметров траектории перед стыковкой с транспортным кораблем. В такое положение Центр управления еще не попадал. Мы лишились средств измерения, а следовательно, и управления.
Анализ ситуации показал, что положение хотя и очень тяжелое, но не безнадежное, если иметь на борту экипаж, способный найти дефект и устранить неисправность. Но для того, чтобы экипаж попал на станцию, необходимо было разработать новую баллистическую схему сближения с неуправляемым объектом, подготовить и оснастить корабль новым оборудованием, подготовить экипаж к выполнению этой новой задачи, подготовить персонал управления. Был целый ряд и других более мелких проблем, которые нужно было решать..."
Сразу обращаю внимание, дорогой читатель, что шла речь о подготовке комплексного решения проблемы, ключевой фигурой которого являлся экипаж. ЦУП с такой задачей ещё не сталкивался, всё нужно было разработать с нуля.
"...Разработали следующую схему сближения и стыковки: вместо обычной двухсуточной схемы сближения перешли на трехсуточную, чтобы иметь время на проведение более точных измерений параметров орбиты и проведение оптимальных маневров дальнего сближения. На расстоянии около 10 километров экипаж должен был обнаружить станцию на фоне неба, навести одну из осей корабля на нее и выдать сигнал в бортовую вычислительную машину о том, что в данный момент выбранная ось корабля «смотрит» на станцию. Бортовая машина, зная в каждый момент времени фактическое положение осей корабля в инерционной системе координат и имея данные о направлении на станцию, должна была выполнить необходимые расчеты и выдать команды для выведения корабля в окрестность станции. Для обнаружения станции было выбрано время, когда она находится ближе к Луне, которая видна хорошо. С расстояния 2-3 километров экипаж должен был взять управление на себя и, пользуясь лазерным дальномером, прибором наведения, произвести необходимые расчеты, чтобы с заданной скоростью сближения подойти к станции на расстояние 100-200 метров. Затем надо было осуществить облет станции и пристыковаться к нужному стыковочному узлу.
После таких теоретических проработок начали готовить корабль, бортовую документацию, Центр управления и экипаж. Выбор экипажа тоже был не простой задачей, однако после взвешивания всех «за» и «против» в основной экипаж были назначены Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Исходили здесь из того, что В. Джанибеков уже летал четыре раза, имел опыт ручной стыковки. Виктор Савиных тоже уже летал. Оба прекрасно знали транспортный корабль и работали на станциях.
Шестого июня корабль «Союз Т-13», пилотируемый В. Джанибековым и В. Савиных, был выведен на орбиту. Проведенные коррекции 7 и 8 июня вывели корабль на расстояние около 10 километров от станции. Экипаж быстро обнаружил ее и, работая по разработанной методике, сблизился со станцией. С расстояния около 2,5 километра экипаж взял управление на себя, довел корабль до дальности 200 метров, выполнил зависание, облет и стыковку. Подобное сближение и стыковку можно было рассматривать как крупное техническое достижение, особенно на будущее. Используя эту методику, можно подлетать к спутникам и кораблям для осмотра и проведения ремонтно-профилактических работ, можно осуществлять стыковку при необходимости спасения экипажа, терпящего бедствие. Казалось, что основная задача решена и дальше, как говорится, дело техники. Однако еще на участке сближения я спросил у экипажа, как ориентированы панели солнечных батарей относительно Солнца. Экипаж ответил, что две панели солнечных батарей не соосны, а развернуты одна относительно другой на 70-90 градусов. Это вскоре увидели и мы на экране телевизора, при сближении. Такое положение солнечных батарей говорило о том, что не работает система ориентации батарей. Это было следствием или собственной неисправности этой системы, или, что гораздо хуже, объяснялось отсутствием напряжения в буферной батарее. Последнее предположение вскоре и подтвердилось. После стыковки электрических разъемов корабля и станции через эти разъемы идет проверка параметров давления в станции. А они запитывались от ее системы электропитания. Показания отсутствовали, и это подтверждало, что система электропитания не работает..."
Обращаю внимание, что Валерий Викторович сразу отмечает возможные применения разработанной методики, которая позволит в будущем производить ремонтные работы на любом спутнике.
"...И для нас на Земле, и для экипажа стало понятно, что раз не работает система электропитания, то станция должна была замерзнуть. Расчеты показывали, что температура внутри ее должна быть около минус 5 градусов. Ясно было, что система терморегулирования не работает, не работает система контроля газового состава, \и, как следствие, неясно было, можно ли экипажу и какое время, если можно, находиться внутри станции. Правда, для контроля газового состава у экипажа была аппаратура, и перед входом в рабочий отсек экипаж взял пробы воздуха. Анализ показал, что в атмосфере станции отсутствуют вредные примеси. После этого был открыт люк в рабочий отсек. Температура внутри отсека оказалась ниже нуля градусов по Цельсию.
После перехода в рабочий отсек экипаж проверил напряжение на шинах — оно оказалось равным нулю. Емкость батарей тоже равна нулю. Для того чтобы понять, что произошло, и попытаться исправить положение, необходимо было работать внутри станции, а для этого надо, чтобы работала система очистки атмосферы. Расчеты показывали, что без очистки за сутки пребывания экипажа внутри станции концентрация углекислого газа возрастает до опасных для жизни пределов. Мы порекомендовали экипажу собрать временную систему вентиляции от питания транспортного корабля и работать внутри отсека поочередно. Холод также не позволял долго находиться внутри рабочего отсека.
Первоочередной задачей было не установление причин неисправности, а налаживание работы системы электропитания. Еще на Земле при анализе ситуации специалисты по буферным батареям категорически утверждали, что если батареи окажутся разряженными до нуля, то восстановить их работоспособность невозможно. Однако в сложившейся ситуации уходить со станции, не сделав всего возможного для ее спасения, было недопустимо. В Центре управления было организовано несколько групп для разработки предложений по оживлению станции. На Земле была разработана довольно сложная для экипажа схема восстановления работоспособности системы электропитания. Экипаж разобрал схему подключения буферных батарей к шинам питания. С помощью электрических прозвонок были определены и исключены из дальнейших работ неисправные батареи. Их, к счастью, оказалось всего две из восьми. Дальше появилась надежда, что остальные шесть воспримут заряд, если их напрямую подключить к солнечным батареям. По схемам мы подыскали необходимые кабели, а экипаж их доработал для этой операции.
Десятого июня первая батарея была поставлена на заряд, и через несколько витков она оказалась частично заряженной. В это время станцию за счет работы системы управления корабля ориентировали так, чтобы солнечные батареи станции были освещены Солнцем. Сразу же поставили на заряд следующую батарею, а первую подключили к шинам системы электропитания. После этого с пульта космонавтов включили телеметрическую систему, и по полученной на Земле информации мы смогли оценить «размеры бедствия», состояние и температурный режим конструкций станции, ее агрегатов и систем. Это уже был крупный успех в деле оживления станции, и он позволял надеяться на успех всей операции.
Телеметрия показала, — что температуры элементов конструкции около нуля и ниже. Вода в системе «Родник» и в переносных емкостях замерзла, а ее запасы на корабле ограниченны. Прогноз тепловиков был очень расплывчатым. На разогрев станции потребуется от нескольких суток до месяца. А воды даже при использовании неприкосновенного запаса хватало еще дней на десять. А чтобы ее доставить на «Прогрессе», надо было отогреть компоненты топлива в двигательной установке, проверить работоспособность всех систем, обеспечивающих автоматическую стыковку с грузовым кораблем..."
Обращаю внимание, что Валерий Викторович Рюмин, являясь руководителем, принимал решения на основе собранных данных, расчётов и испытаний. Приходилось непрерывно анализировать ситуацию, чтобы не пропустить момент, когда ситуация начнёт выходить из-под контроля и придётся спешно покинуть станцию: хоть "Салют-7" и дорогой, но жизни двух высококлассных специалистов дороже.
"...По отработанной технологии экипаж зарядил все исправные буферные батареи и включил их в схему электропитания. Заработали системы ориентации солнечных батарей, телеметрия, системы терморегулирования, контроля газового состава и другие блоки. Экипаж заменил аппаратуру командной радиолинии, и станция стала воспринимать команды с Земли. В процессе работы с химическими батареями выяснилась причина выхода из строя системы электропитания. В одной из батарей оказался неисправный датчик, характеризующий полный заряд батареи. По сигналу этого датчика солнечные батареи отключаются от заряда. Раз за виток по командам программно-временного механизма подавалась команда на подключение солнечных батарей, но этот датчик их тут же отключал. Буферная батарея оказалась один на один с потребителями и постепенно разрядилась до нуля. Если бы связь с Землей была, то этот неисправный датчик мы бы убрали из схемы управления и вся схема продолжала бы работать. А у нас почти четыре месяца связи не было, и в какой-то момент времени вся аппаратура станции перестала работать.
К нашему счастью, разогрев станции начался довольно быстро. 16 июня из системы «Родник» пошла вода, а еще раньше были проведены тесты систем, обеспечивающих автоматическое сближение и стыковку грузового корабля. Дорога для пуска «Прогресса» была открыта. Кризис миновал. Надо сказать, что все эти дни экипаж работал столько, сколько мог, безо всякого соблюдения режима дня. Так же работали и в Центре управления. И вот совместная работа привела к успеху.
23 июня «Прогресс-24» причалил к станции. На нем была вода, новые химические батареи, расходуемые материалы и все необходимое для дальнейшего функционирования станции и экипажа. В ходе начального периода работы экипажа космонавтика обогатилась новыми данными, а мы получили опыт по восстановительным работам на станции, по возможностям экипажа в таких работах, что, безусловно, пригодится в будущем.
17 сентября 1985 года на орбиту был выведен корабль «Союз Т-14», пилотируемый экипажем в составе Владимира Васютина, Георгия Гречко и Александра Волкова. На следующий день была произведена его стыковка со станцией «Салют-7». Программа предусматривала проведение совместных экспериментов в течение восьми суток, частичную смену экипажа и проведение дальнейших исследований экипажем в составе В. Васютина, В. Савиных и А. Волкова. В. Джанибеков и Г. Гречко должны были возвратиться на Землю. Эта программа была оговорена еще до полета В. Джанибекова и В. Савиных. Дело в том, что если бы на станции не возникла неисправность в феврале, то очередным экипажем был именно этот: В. Васютин, В. Савиных и А. Волков. В ходе совместного полета совместным экипажем из пяти человек была выполнена запланированная программа работ на станции, и 26 сентября В. Джанибеков и Г. Гречко возвратились на Землю..."
Опять же, обратите внимание, как буднично был назначен сменный экипаж, основываясь просто на том, что было запланировано до аварии.
"...А уже на следующий день, 27 сентября, был осуществлен запуск грузового корабля «Космос-1686», аналогичного по своей конструкции и параметрам «Космосу-1267», «Космосу-1443». После автономного полета корабля «Космос-1686» 2 октября он был состыкован со станцией «Салют-7», и экипаж приступил к работам с новым для них объектом.
Частичная смена экипажа по ходу полета дала возможность новому экипажу быстрее войти в рабочий режим, исключила режим распознавания станции, позволила перенять опыт работы, уклад жизни и быта от предыдущего экипажа. Большое значение имело то обстоятельство, что В. Савиных участвовал с самого начала в работах по оживлению станции и прекрасно знал все ее особенности и отдельные нюансы работы систем, прекрасно знал, где что лежит, помогал В. Васютину и А. Волкову обжить станцию. То обстоятельство, что до полета они все вместе готовились одним экипажем, хорошо знали друг друга, позволяло практически сразу, без потери времени на период адаптации, приступить к выполнению программы полета.
Чуть больше месяца экипаж работал на орбите с полным напряжением и хорошей отдачей. Программа успешно выполнялась, и вдруг 28 октября в вечернем сеансе связи командир попросил на связь руководителя медицинской группы А. Д. Егорова и рассказал, что в течение нескольких последних дней появились боли. Сначала думал, что они пройдут, но вот, мол, время идет, а боли не проходят и мешают работе. Своими наблюдениями поделились и В. Савиных и А. Волков. В ЦУП срочно были вызваны специалисты, и после дополнительных вопросов на борт были выданы необходимые рекомендации по лечению. По анализу переговоров было заметно, что настроение у В. Васютина улучшилось. Его освободили от работы, и дальнейшую программу выполняли В. Савиных и А. Волков. Сначала была надежда на выздоровление. В. Васютин принимал рекомендованные и находящиеся на борту лекарства. Были периоды, когда казалось, что еще немножко и кризис минует и работу можно будет продолжить. Однако к середине ноября врачам стало ясно, что выздоровление возможно только в стационарных условиях на Земле, и 17 ноября государственная комиссия по представлению врачей приняла решение о прекращении полета. На завершение всех работ нужно было еще трое суток, в течение которых экипаж провел консервацию систем станции, уложил возвращаемое оборудование, подготовился к посадке. В связи с болезнью командира я попросил его обязанности выполнять В. Савиных, как самого опытного в экипаже. 21 ноября экипаж возвратился на Землю.
За почти 30-летнюю историю развития космонавтики в нашем деле было много приятных открытий, были и грустные моменты, было и то, что именуется словом «впервые». Этот случай, когда экипаж возвратился на Землю в связи с заболеванием одного из членов экипажа, тоже относится к разряду «впервые». Но сказать, что он неестествен, нельзя. Заболеть может каждый, и Земля должна принять все меры, чтобы сохранить человека, вернуть его на Землю..."
Данные воспоминания очень интересны, т.к. события в них представлены не как нечто невероятное, а как то, к чему всегда нужно быть готовым. Может быть неисправность, может быть болезнь, может быть ещё что-нибудь, а космонавтика при этом должна не прятаться от этих проблем, а решать их.
Гильберг Л.А. - От самолёта к орбитальному комплексу
Немного отвлечёмся от серьёзных воспоминаний и рассмотрим детскую книгу "От самолёта к орбитальному комплексу". Предлагаю посмотреть, как это событие преподносилось детям, глава "Салют-6" и "Салют-7" - прообразы постоянных орбитальных станций".
"...После возвращения Кизима, Соловьева, Атькова 2 октября 1984 г. на Землю из своей беспримерной экспедиции станция «Салют-7» продолжала полет в автоматическом режиме в ожидании нового экипажа. В течение нескольких месяцев Центр управления полетом поддерживал с ней контрольную радиосвязь. Однако 11 февраля 1985 г. неожиданно оборвалась связь со станцией, она стала неуправляемой. Была принято решение послать на станцию опытный, особо подготовленный экипаж, чтобы выяснить причину аварии и попытаться вернуть «Салют-7» в рабочее состояние.
Для этого необычного и особо ответственного рейса были выделены Владимир Джанибеков, уже четырежды летавший в космос, общепризнанный космический «ас», и Виктор Савиных, имевший опыт работы на станции «Салют-6». К тому же при полете к «Салюту-7» очень много зависело от оптических приборов, а Савиных — квалифицированный специалист в этой области, он защитил диссертацию на тему «Приборы оптического наблюдения и ориентации в космосе».
Началась тщательная подготовка к сложной космической экспедиции.
<...>
Анализируя обстановку, специалисты «заподозрили» в причинах аварии один из блоков станции, не исключалась и возможность того, что кое-какие узлы загорелись. При подготовке к полету в специальных камерах сожгли провода с лакокрасочным покрытием, изолирующую оплетку и т.п., а затем провели анализ вредных примесей в атмосфере с перерасчетом на объем станции. Предусмотрели возможность проведения работ в специальных противогазах.
На заключительной тренировке в тренажер неожиданно пустили дым, выдали космонавтам сложные команды, выполнять их пришлось мгновенно, надев противогазы.
Тщательные тренировки помогли космонавтам справиться с тяжелой и рискованной работой в космосе.
«Союз Т-13» 8 июня 1985 г. медленно облетел вращающуюся орбитальную станцию, Джанибеков и Савиных провели стыковку. Космонавты проверили герметичность перехода, выравняли давление между своим кораблем и переходным отсеком станции, взяли пробы воздуха и провели анализ атмосферы «Салюта-7»...
Когда космонавты перешли на борт станции, их встретило зловещее безмолвие.
<...>
Работать было очень тяжело, быстро наступала усталость, болела голова. Приходилось периодически возвращаться в корабль — погреться и подышать чистым воздухом.
<...>
Постепенно космонавтам удалось восстановить энергопитание. Через 5 суток напряженной работы Джанибекова и Савиных станция вернулась к жизни.
Очередной «Прогресс» доставил на орбиту все необходимое для дальнейших ремонтно-восстановительных работ.
Мужественный экипаж полностью восстановил станцию, выполнил большой объем работ в интересах науки и народного хозяйства, а 2 августа во время 5-часового выхода в открытый космос установил две дополнительные секции на третью панель солнечной батареи станции «Салют-7».
Работа космонавтов в этом полете показала, что человек в космосе в состоянии решать самые сложные задачи. И немалое значение для успеха этой очень трудной экспедиции имела отличная подготовка космонавтов..."
Данный фрагмент подводит (надеюсь и детей тоже) к мысли, что любое большое и сложное дело можно сделать только благодаря заблаговременной подготовке: тренировка космонавтов, изготовление специальных приборов, разработка схемы полёта и т.д. Подвиг в данном случае не героя-одиночки, а огромного коллектива, когда двое работают на орбите, а весь научно-технический потенциал страны - на земле.
А.П. Романов, В.С. Губарев - Конструкторы
В книге А.П. Романова и В.С. Губарева "Конструкторы" есть глава посвящённая Валентину Петровичу Глушко. В ней есть цитата, что в связи с этими событиями думал сам В.П. Глушко, который в то время занимал пост генерального конструктора НПО "Энергии" (ЦКБЭМ(ОКБ-1)).
"...Космонавты проявили мужество и блеск мастерства при выявлении истинного положения "Салюта-7" и последующего возвращения станции к жизни...
Применив имеющиеся на борту нужные приборы - лазерный дальномер, прибор ночногu видения и другие, экипаж корабля при помощи системы ручного управления сблизился со станцией. Облетая ее, осмотрел: корпус цел, видимых следов разрушения нет, подошел со стороны переходного отсека, выбрал момент и четко состыковался со станцией.
В Центре управления полетом раздались аплодисменты. Всех поразила ювелирная работа Джанибекова и Савиных. Удачная стыковка с безжизненной станцией, по мнению специалистов, явилась крупным техническим достижением. Оно открывает возможность производить подход и стыковки со спутниками Земли без радиосвязи с ними, осматривать и ремонтировать их, осуществлять спасательные работы. Не будем греха таить, среди искушенных специалистов находилось немало скептиков, утверждавших невозможность стыковки в подобных условиях.
<...>
Впервые в мировой космонавтике в условиях космического полета В. Джанибеков и В. Савиных провели, по существу, капитальный ремонт ряда систем и возвратили "Салют-7" к жизни. Это сэкономило большие средства и продлило работу космической лаборатории не на один год.
" - Как видите, творческий разум человека брал ввepx над технической стихией и побеждал,- заключил Baлентин Петрович [Глушко].- Это радует. Но еще больше нас, ученых, радует и вдохновляет тот примечательный факт, что известный стресс не отвратил "потерпевших" от космонавтики, как говорят, не напугал. Все участники полетов, оказавшись во внештатных, а порой экстремальных условиях, оставшись верны идеям космонавтики, продолжают плодотворно служить ей..."
Сложно сказать насколько сильно в тот момент Валентина Петровича вообще заботила ситуация с орбитальной станцией "Салют-7". Дело в том, что в это самое время готовилась к полёту орбитальная станция "Мир", которая должна была заменить аварийную станцию. Так же огромные проблемы в это же время были с созданием жидкостных ракетных двигателей для ракет "Зенит" и "Энергия". Отсюда, на мой взгляд, такая скупая рецензия.
Бакланов О.Д. - Космос моя судьба
И напоследок приведу две характеристики космонавтов В.А. Джанибекова и В.П. Савиных, которые дал Олег Дмитриевич Бакланов. В то время он был министром общего машиностроения СССР.
Владимир ДЖАНИБЕКОВ
«Сомневайся и верь! Этой формулы нет в учебниках, но без неё не решить ни одной задачи в жизни. Сомневайся, что все острова, звёзды и законы уже открыты. И верь, что тебе предстоит их открыть». Это девиз Владимира Александровича. Его можно понимать и как философский ключ к жизни вообще, и в буквальном смысле: будь пытлив и внимателен ко всему, что тебе встречается на пути. Во время своего пятого полёта в космос (едва ли не самого сложного в истории космонавтики, когда вместе с Виктором Савиных пришлось «привести в чувство», оживить уже неуправляемую станцию «Салют-7») он вдруг попутно открыл явление, которое произведёт сильное впечатление на научное сообщество, не говоря уже о простых людях. Это явление сразу получило имя «эффекта Джанибекова». Ему посвящены фильмы, публикации. То, что обнаружил Владимир Александрович, раньше никогда не наблюдалось. Гайка-«барашек» периодически произвольно переворачивается на сто восемьдесят градусов без каких-либо внешних воздействий. Что за чудеса! Правда, теоретически явление было описано ещё в XVIII веке в теореме вращения Эйлера, но воочию лицезреть удалось только в невесомости, и конечно же подготовленным для этого, наблюдательным человеком.
Виктор САВИНЫХ
Виктор Петрович (сотый космонавт в мире и пятидесятый в нашей стране), один из крупнейших учёных среди своих коллег, член-корреспондент Российской академии наук, на протяжении многих лет - ректор и президент Московского государственного университета геодезии и картографии, руководитель Комиссии по космической топонимике при Президиуме РАН. Человек разносторонних дарований и увлечений - с удовольствием, как мне кажется, занимается разнообразной общественной работой, редактирует очень авторитетный в нашей среде журнал «Российский космос», собирает марки по космической тематике, не забывает про спорт, рыбалку, охоту... Лёгкий на подъём, общительный, всегда склонный к доброму поступку. Маленький штрих: на берегу родной Вятки посадил пятьдесят яблонь и вишен, и каждой осенью весь урожай из этого сада получают воспитанники детского дома.
Но я помню и совсем другие события тридцатилетней давности, в которых Виктор вместе с Владимиром Джанибековым выступили в роли уникальных космических ремонтников. В 1985 году случилась беда с нашей орбитальной станцией «Салют-7» - по ряду причин она перешла в полностью неуправляемый полёт и начала постепенно снижаться. Нависала серьёзная угроза. Уже были печальные прецеденты. Некоторое время до этого в подобном положении оказалась американская станция «Скайлеб». Она тоже потеряла управление и снижалась, упав, к счастью, в океан, а не куда-нибудь в населённую местность, что тоже было вероятным. Мы остановились тогда на решении спасать нашу станцию и послать в её сторону опытных Джанибекова и Савиных. В полёте многие вопросы надо было решать по мере их поступления. Мы абсолютно не знали, что происходит со станцией, законсервированной предыдущей экспедицией пять месяцев назад.
<...>
То, что совершили тогда два наших мужественных космонавта, отправившихся не просто в космос, но и в полную неизвестность, не поддаётся описанию. Они подвели корабль к неуправляемой, «мёртвой», станции (при участии, конечно, наземных и космических средств системы ПРО), состыковались с ней, что доказало, кроме всего прочего, принципиальную возможность взаимодействия с любыми космическими объектами, и выполнили на станции, сделав её жизнеспособной, огромный объём восстановительных работ.
Признано, что этот полёт с технической точки зрения является самым сложным в истории отечественной космонавтики. А с человеческой - настоящим подвигом.
Подводим итоги! Взвесив такой массив воспоминаний самых разных людей, связанных общей темой космонавтики, можно сделать вывод - данный полёт действительно имел важное значение для мировой пилотируемой космонавтики.
А на сегодня всё! Если было интересно, подписывайтесь на канал, пишите комментарии и ставьте пальцы вверх. До новых встреч!
Для желающих ознакомиться с реальной историей с самого начала, оставляю ссылку на всю подборку Авария на орбитальной станции "Салют-7" и на первую статью Авария на станции «Салют-7». Часть 1. Драма на Земле.