Техника «Превращения» как способ изучения идентичности подростков
Это упражнение можно включать в самые разные тренинговые программы с подростками: коммуникативные, программы самопознания, тренинги креативности. Хорошо работает, как с младшими, так и старшими подростками. Можно сочетать с различными вариантами релаксации.
Предлагаем детям немного расслабиться, сконцентрироваться на телесных ощущениях, при желании можно закрыть глаза. «Представьте себе: Земле грозит космическая катастрофа, и сохранить жизнь можно только если душа переместится в какое-либо растение, животное или даже в какой-то неодушевленный предмет. Рассмотрите внимательно, кем (чем вы стали)? Попробуйте почувствовать – каково быть этим? Когда представите, запишите ваши ощущения и эмоции на отдельном листочке. Листок нужно подписать, но не показывать свои записи другим участникам.
У многих ребят получаются очень яркие и характерные образы. Приведу несколько примеров:
***Хотела бы превратиться в дельфина, чтобы увидеть всю красоту моря или даже океана, везде побывать. Они дружеские, любят людей;
** Я превратилась в кролика. Они маленькие, пушистые, милые, хорошо относятся к людям. Нравится, что это животное живет на свободе. Но больше всего огорчает, что на кроликов охотятся волки и собаки;
**Я бы хотел быть котом. Лежишь себе на солнышке, отдыхаешь. И кормят тебя, и поят, и гладят. С тобой играют…
**Я бы хотел быть орлом. Потому что хочу посмотреть на город с высоты птичьего полета. Хочу испытать чувство полета. Но чтобы потом превратили обратно в человека ;
**Я бы хотел стать коброй, потому что она может постоять за себя, как и я. Когда ей грозит опасность, она может напасть на животное и даже на человека. У нее очень сильный яд, ее лучше не злить;
**Я бы превратилась в пантеру. Она мягка, красивая, гибкая и одновременно дикая. Есть то, что поймет. Не зависит ни от кого. Свободная. Ее все боятся и уважают ;
**Медуза – животное без мыслей и желаний, плывущее по течению. Живущее вне зависимости от обстоятельств, подстраивающееся подо все. И с каплей яда, самого смертельного и жгущего. И главное, плывущее по океану безкрайнему, красивому, новому и опасному.
**Хотелось бы стать каким-то маленьким, не особо заметным животным, например, котом. Кошка – животное независимое, не привязанное к определенному существу. Может идти куда угодно. Способное спокойно существовать в одиночестве.
**Крыса – пронырливое, маленькое животное, которое везде пролезет, быстрое и безбашенное ;
**В образе ленивого домашнего кота. Спать, гулять и есть. И быть здоровым и сытым. Ходить по тротуарам и лазать по деревьям;
**Я бы превратился в розового поросенка с классными ушами и длинными лапами. Я бы кушал ананасы, апельсины и кокосы. Бегал по полю и хрюкал..
Думаю, согласитесь со мной, что многие образы очень говорящие, отражают личностные особенности подростков, актуальные эмоциональные состояния, важные потребности.
Вариантов работы с полученными записями несколько. Листочки собираются, зачитываются по очереди и участники группы выдвигают гипотезы – чей это образ. Важно обосновать свое мнение.
Также я предлагала родителям на собрании угадать своего подростка. Некоторым это очень легко удавалось, а некоторые были очень удивлены.
Упражнение достаточно простое, но информативное. Буду рада вашим откликам и комментариям.
Записаться на консультацию +7 978 652 34 93 (Телеграмм, Вайбер)
Автор: Шуликова Ирина Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru