Найти в Дзене
Кино наоборот

«Пророк» о Пушкине – фильм, за который не стыдно

Оглавление

Что может быть хуже современного российского кино? Разве только яростные споры, пробил ли очередной фильм «днище» или есть еще куда падать. Уверена, что «Пророк» станет удобной мишенью. Сейчас принято ругать кино: нашему зрителю (или критикам – уж не знаю) все не так и не эдак. Зритель ненасытен и угодить ему вряд ли возможно. Однако это не нужно: вкусы у всех разные, да и Пушкин тоже.

Фрагмент афиши фильма «Пророк» (источник фото: kinopoisk.ru).
Фрагмент афиши фильма «Пророк» (источник фото: kinopoisk.ru).

Александр Сергеевич – настолько «наше все», что превратился в некое мифологическое существо. Столп русской поэзии, вдохновенно взирающий с копий портрета Кипренского и со страниц учебников. Мы с ним сроднились, он – член семьи. Быть может, не сильно любимый (когда заставляют читать его сочинения), но периодически маячащий на где-то горизонте. Пушкин застыл в этом образе, и мы вряд ли воспринимаем его как живого человека. А ведь он был хоть и гениальный, но неправильный, озорной, горячий, задиристый, злобный, любвеобильный, самодовольный и наглый мужчина!

«Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью, – писала о нем Анна Оленина. – Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых, или, лучше сказать, стеклянных, глазах его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличал своей любовью, странность нрава, природного и принужденного, и неограниченное самолюбие».

Не уверена, что такой Пушкин сможет удачно конкурировать с образом со знаменитого портрета. Однако

«Женщинам Пушкин нравился, – вспоминал о нем младший брат Лев, – он бывал с ними необыкновенно увлекателен. Когда он кокетничал с женщиной или когда был действительно ею занят, разговор его становился необыкновенно заманчив… Редко можно встретить человека, который бы объяснялся так вяло и несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречив, когда дело шло о чем-нибудь, близком его душе».

Можно сколько угодно говорить, что творчество поэта важнее, чем его кошмарная биография. Тем не менее творчество нельзя отделять от личности или от времени, в котором жил Александр Сергеевич. Есть нюансы, которые влияют на все, как, например, ссылки или причины, этим ссылкам предшествовавшие.

По моему мнению, нельзя понять Пушкина, если не принимаешь его жизнь и многогранность личности. Ведь, кроме великих Стихов, «Евгения Онегина» или, скажем, блестящих «Повестей Белкина» у него есть матерные стишки, едкие эпиграммы, обычные, мало чем примечательные, стихотворения, пробы пера.

Пушкин многогранен, и интересен именно этим, поэтому фильм Феликса Умарова ломает стереотипы и, боюсь, в клочья рвет полотно Кипренского, но при этом близок к тому, чтобы показать настоящего Александра Сергеевича.

«У нас впереди великие цели»

Мне жутко не понравился трейлер «Пророка»: я боялась, что это будет история а-ля прошлогодний «Онегин» с нелепым гримом и путаницей эпох. Но из-за Юры Борисова решила-таки посмотреть: этот актер обычно не играет в проходных фильмах. И не ошиблась, потому что такой Пушкин мне безумно нравится.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина» (фото из свободных источников).
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина» (фото из свободных источников).

Пушкин–Борисов

Для меня Александр Сергеевич если не «наше все», то очень многое. Поэтому мне не все равно, каким его покажут в кино. Конечно, Пушкина давно пора спустить на землю с «Александрийского столпа», но делать из него ходячий порок тоже ни к чему. Поэта можно охарактеризовать, как непокорного, гордого, не вписывающегося в рамки. В этом молодой режиссер Феликс Умаров (закончил ВГИК в 2017 году и в основном снимал рекламу) в компании с новым «наше все» актером Юрой Борисовым не подвели. Я принимаю их трактовку Александра Сергеевича, хотя и понимаю, что

в жизни он был немного другим: по-другому говорил (почитайте его письма к жене – в свое время они меня малость шокировали), излучал меньше позитива и больше желчи. Тем не менее мятежный дух и образ поэта схвачены очень точно.

Многих смутил рэп и в принципе музыкальные темы фильма: одни считают их неуместными, другие говорят, что новодел сильно уступает стихам Пушкина (а почему он должен быть равным им – музыка отражает внутренний мир поэта, а не множество раз отредактированные произведения). Кроме того, Пушкин – это ритм! Не такой, как Маяковский, но ритм. Я абсолютно уверена, что, очутись он здесь и сейчас, вполне мог бы носить дреды и читать рэп. Почему бы и нет?

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина» (фото из свободных источников).
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина» (фото из свободных источников).

В целом, жизнь Пушкина не очень интересна для полного метра. Сериал, да, но двухчасовой фильм – вряд ли. Тут нужен другой подход, и съемочная группа, на мой взгляд, справилась на отлично! Сделай Умаров кино в духе «Гордости и предубеждения», был бы скучнейший скучняк, а так получилось что-то нечто «Ла Ла Ленда», которым, кстати, вдохновлялась съемочная группа. Так что нечего ругать «нелепый рэп». Рэп – часть афроамериканской культуры, к тому же Пушкин во всем любил быть новатором и шокировать общество (кстати, звездой соцсетей он бы тоже стал).

Главное, что образ передан с любовью и пониманием сущности героя.

«Когда я начал готовиться, – признается в интервью Юра Борисов, – я узнал, какой Пушкин был невероятный человек. Страстный, не умеющий себя контролировать, с преувеличенным чувством собственного достоинства, с детскими травмами – и в то же время очень умный, начитанный, открытый ко всему, умеющий, как никто, дружить и любить, отдавая этому всего себя без остатка. Все это уживалось в одном человеке. Мы очень мало знаем о Пушкине с этой стороны, об этом почти не рассказывают в школе».

Отлично, что об этом рассказывает фильм, так что не бойтесь вести на него школьников: там не будет ничего такого, чего подростки еще не видели!

Саша Пушкин–Кай Гетц

Буду краткой – восторг!

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина» (фото из свободных источников).
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина» (фото из свободных источников).

Натали Гончарова–Лизон Воронцова

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина» (фото из свободных источников).
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина» (фото из свободных источников).

У меня много вопросов к женским образам. Конечно, в героинях есть своя привлекательность, которая понятна современному зрителю, но... Все это не то. Меня коробило, как в сцене знакомства Натали (Алена Долголенко) общается с Пушкиным: она говорит и выглядит так, как моя младшая сестра или ее подруги. Это не благовоспитанная барышня, а разбитная современная девушка-студентка, попавшая на светскую тусовку.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина» (фото из свободных источников).
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина» (фото из свободных источников).

Однако ее образ меняется в лучшую сторону после замужества. И тут у меня нет больших претензий, хотя в этой фазе она все еще Натали, а не Наталья Николаевна, какой должна была стать после свадьбы (дети, заботы, ведение хозяйства и долги мужа сделали свое дело). Впрочем, несмотря ни на что, история их любви получилась убедительной и трогательной.

Что касается Елизаветы Воронцовой (Аня Чиповская), то тут даже сравнивать нечего – это современная цепкая львица, которая точно знает, как из пылкого молодого поэта сделать знаменитость. Лизон смотрится более-менее органично, но не имеет ничего общего с прототипом, в том числе и в сути отношений с поэтом (с большой долей вероятности любовной связи между Воронцовой и Пушкиным не было: поэт был влюблен, в этом я не сомневаюсь; Елизавета Ксаверьевна тоже могла быть увлечена им, но она была женщина умная, поэтому все это крайне сомнительно).

Наталья Пушкина (портрет работы А.П. Брюллова, 1831-32 год) и Елизавета Воронцова (художник Джордж Доу, 1820 год); фото из свободных источников.
Наталья Пушкина (портрет работы А.П. Брюллова, 1831-32 год) и Елизавета Воронцова (художник Джордж Доу, 1820 год); фото из свободных источников.

Жуковский-Любимов

Для меня идеальный Жуковский – это Александр Калягин. По крайней мере, он соответствует образу поэта с портрета Карла Брюллова 1837 года. А Илья Любимов сыграл человека, который по собственному признанию «не жил, а попал в старики».

Если на портрете Брюллова Жуковский, хоть и постаревший, но утонченный и одухотворенный человек, то в «Пророке» он красавец и светский лев. Внешне точь в точь полковник Брендон из экранизации романа Джейн Остин «Разум и чувства» в исполнении Алана Рикмана (Любимов даже двигается, как Рикман, поэтому я думаю, что это сознательная аллюзия).

Илья Любимов в роли Василия Жуковского в фильме «Пророк. История Александра Пушкина» (источник фото snob.ru/); Алан Рикман в фильме «Разум и чувства» (фото из свободных источников).
Илья Любимов в роли Василия Жуковского в фильме «Пророк. История Александра Пушкина» (источник фото snob.ru/); Алан Рикман в фильме «Разум и чувства» (фото из свободных источников).

В целом, получилось неплохо: тут и намек на непростую родословную (Жуковский был незаконнорожденным сыном помещика Афанасия Бунина от наложницы-турчанки), и на романтизм (Василий Андреевич был одним из основоположников этого направления в русской поэзии), и на Байрона (многие персонажи Рикмана – типичные байроновские герои). Не факт, что такой образ соответствует эпохе, но в фильме смотрится органично.

Пушкин – рок-звезда

Я не случайно упоминаю слово «рок». Это не только музыкальное направление, но и фатум (судьба), который для Пушкина не был пустым словом. Пусть в своих произведениях он не мистик, но в жизни Александр Сергеевич тяготел к мистицизму и тайным знакам, хоть и боялся их.

В «Пророке» классно обыграна история с гадалкой фрау Кирхгоф, которая предсказала Пушкину две ссылки и смерть от белой лошади или «от руки высокого белокурого человека» (в картине это звучит немного иначе, но не суть). Также сценаристы не забыли о знаменитом белом зайце, якобы перебежавшем Пушкину дорогу, когда тот собрался из Михайловского в Петербург в декабре 1825 года.

Оператор фильма Михаил Хасая и режиссер Феликс Умаров; Аня Чиповская (графиня Елизавета Воронцова); источник фото: «Кинопоиск».
Оператор фильма Михаил Хасая и режиссер Феликс Умаров; Аня Чиповская (графиня Елизавета Воронцова); источник фото: «Кинопоиск».

Уместно смотрятся сцены ажиотажа вокруг книжного магазина и громкое скандирование имени Пушкина толпой, будто на концерте. Пусть это гротеск, но примерно так и было на самом деле: Александр Сергеевич был настоящей звездой своего времени – он умел заинтересовать и шокировать публику. Если возвращаться к задевшему многих рэпу, жизненный путь поэта был во многом похож на жизнь некоторых современных рэперов, так что аналогия более чем уместна.

Юра Борисов (Александр Пушкин); Роман Васильев (Константин Данзас), Илья Виногорский (Иван Пущин) и Юра Борисов; источник фото: «Кинопоиск».
Юра Борисов (Александр Пушкин); Роман Васильев (Константин Данзас), Илья Виногорский (Иван Пущин) и Юра Борисов; источник фото: «Кинопоиск».

Но главное, Усманов и его команда сделали Александра Сергеевича Пушкина понятным и близким современным молодым людям. Мы видим не памятник, к которому привыкли в школе, а человека, который любил веселиться, пить шампанское, очаровывать женщин и дерзить царям, но при этом умудрился стать «солнцем российской поэзии», написав бессмертные строки:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Илья Любимов (Василий Жуковский); Алена Долголенко (Наталья Гончарова) и Юра Борисов; источник фото: «Кинопоиск».
Илья Любимов (Василий Жуковский); Алена Долголенко (Наталья Гончарова) и Юра Борисов; источник фото: «Кинопоиск».

Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора, переведя любую сумму по ссылке.

Пожалуйста, уважайте мнение других людей, даже если оно кардинально отличается от вашего. Текст запрещен к копированию. На канале ведется модерация комментариев.