Найти тему
О Москве нескучно

Как раньше называлась всем знакомая станция Московского метро

Оглавление

Как изначально хотели назвать эту станцию? Правда ли, что из-за желания Н.С. Хрущёва менять всё пришлось в последний момент? Что взяли за основу для нового наименования? Отразилась ли как-то экономия на внешнем облике станции? Почему конструктивно она такая же, как и платформы Кольцевой линии? А также - какие интересные детали оформления здесь есть? Как изначально должен был выглядеть наземный вестибюль? И насколько станция изменилась за прошедшие десятилетия? Об этом и не только расскажу сегодня.

Недовольство Генсека

Станцию "Алексеевская" Калужско-Рижской линии открыли 1 мая 1958 года в составе участка "Проспект Мира" - "ВДНХ". Как и все платформы на этом отрезке проектировать её начали ещё до борьбы с архитектурными излишествами. Поэтому конструктивно (то есть по габаритам) "Алексеевская" такая же, как и другие станции Кольцевой линии. Только вот окончательно утвердили эскизы лишь в июле 1957 года. Отделка на них была далека от шедевров сталинского ампира. В основу лёг принцип экономии. На каждую станцию выделяли ограниченное количество денег. Превышать лимит не разрешали. Поэтому оформление уже стало намного скромнее.

Центральный зал станции "Алексеевская". Фото из карт Яндекса.
Центральный зал станции "Алексеевская". Фото из карт Яндекса.

Проект создавали архитекторы Самуил Кравец и Юлия Колесникова. Как таковой темы оформления у "Алексеевской" не имелось. То есть она не была посвящена какому-то месту или событию. Но, когда всё находилось в стадии разработки, то станцию на схемах указывали под названием "Щербаковская". В честь партийного деятеля А.С. Щербакова. Его же имя планировали присвоить и всему радиусу с новыми платформами. В принципе это даже успели сделать: буквы на путевых стенах и вверху наземного вестибюля уже висели. А в торце платформы красовался мраморный барельеф чиновника. Его создавал очень известный скульптор Георгий Мотовилов.

Но в конце апреля 1958 года, за несколько дней до официального пуска, всё неожиданно поменялось. Не знаю, насколько эта история правдива, но исследовали говорят о следующем. На станцию приехал с инспекцией Н.С. Хрущёв. Щербакова он любил не очень, поэтому выразил серьёзное недовольство названием и оформлением в честь партийного деятеля. Никита Сергеевич сразу же приказал убрать всё, что напоминало о чиновнике. Но тут возникает вопрос: неужели пару лет до этого Хрущёв не знал, что в столичном метро планируется такая станция? Почему всё изменилось в последний момент?

Не богато, но со вкусом

Как бы там ни было, 1 мая 1958 года станция открылась под названием "Мир". Есть две гипотезы, откуда взялось наименование. Согласно первой, это отголоски Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который проходил в Москве годом ранее. Представители второй точки зрения объясняют всё проще. Якобы название дали по проспекту Мира, просто сократили его. Надо сказать, что в честь Щербакова эту станцию всё-таки со временем назвали. Произошло это в 1966 году. Советское наименование сохранялось до ноября 1990 года. После этого появилась "Алексеевская". В память о когда-то существовавшем тут одноимённом селе. Кроме того, рядом пролегает Новоалексеевская улица.

Я уже говорил, что по габаритам "Алексеевская" такая же, как и платформы на Кольцевой линии. Однако её отделка отличается меньшим количеством декора. По конструкции станция пилонная трёхсводчатая. То есть состоит их трёх залов (сводов): двух боковых и центрального. Проходы между ними сделали с помощью проёмов. Их боковые части - это и есть пилоны, которые отделали светлым мрамором. Разбавили всё полосками разной ширины красивого зелёного цвета из такого же материала. Далее идут своды, покрытые белой штукатуркой и довольно симпатичные вентиляционные решётки.

Внизу вплотную к пилонам стоят мраморные скамейки. В их оформлении также присутствует дерево. В качестве покрытия пола выбрали красный и чёрный гранит. Такая композиция называется "ковром". Завершают декор центрального зала довольно большие люстры. Это абсолютно такие же светильники, которые вы могли видеть, например, на станции "Курская" Кольцевой линии. Так что в целом нельзя сказать, что борьба с архитектурными излишествами повлияла на декор очень сильно. Ситуация с "ВДНХ", например, получилась более грустной.

Непреодолимые удешевления

Отделка боковых залов практически повторяет центральный. Здесь те же самые пилоны, украшенные белым и зелёным мрамором, лавочки, люстры, а также вентиляционные решётки. С ними, кстати, перекликаются двери на путевых стенах. Вообще они ведут в технические помещения. И тут их решили как-то оформить. Конечно, из общего фона выбивается белая и чёрная (внизу) плитка на путевых стенах. Причём она не гладкая, а с каким-то ребристым узором. Да и состояние материала уже не слишком хорошее. Короче говоря, смотрится не очень красиво.

На поверхность ведёт один выход. Его оборудовали эскалаторами, потому что глубина у станции не маленькая - 51 метр. Изначально планировали, что наземный вестибюль будет встроен в жилое здание. Потом решили, что конструкцию разместят между домами. А её внешний вид будет похож на оригинальный вход на станцию "Проспект Мира" Калужско-Рижской линии. Но потом, в том числе и в целях экономии, всё поменяли на круглый типовой вестибюль, который мы видим сегодня. В его создании также участвовали архитекторы "Алексеевской": Кравец и Колесникова.

Сегодня "Алексеевская" не считается очень загруженной станцией. Пассажиропоток там средний. В конце 2023 года он составлял 66 тысяч человек в сутки. Любопытно, что изначальная задумка архитекторов в каком-то смысле исполнилась. Наземный вестибюль и правда находится между двух жилых домов. Правда оба они по своему внешнему облику далеки от шикарных сталинских зданий, которые и должны были здесь появиться.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!