Как изначально хотели назвать эту станцию? Правда ли, что из-за желания Н.С. Хрущёва менять всё пришлось в последний момент? Что взяли за основу для нового наименования? Отразилась ли как-то экономия на внешнем облике станции? Почему конструктивно она такая же, как и платформы Кольцевой линии? А также - какие интересные детали оформления здесь есть? Как изначально должен был выглядеть наземный вестибюль? И насколько станция изменилась за прошедшие десятилетия? Об этом и не только расскажу сегодня.
Недовольство Генсека
Станцию "Алексеевская" Калужско-Рижской линии открыли 1 мая 1958 года в составе участка "Проспект Мира" - "ВДНХ". Как и все платформы на этом отрезке проектировать её начали ещё до борьбы с архитектурными излишествами. Поэтому конструктивно (то есть по габаритам) "Алексеевская" такая же, как и другие станции Кольцевой линии. Только вот окончательно утвердили эскизы лишь в июле 1957 года. Отделка на них была далека от шедевров сталинского ампира. В основу лёг принцип экономии. На каждую станцию выделяли ограниченное количество денег. Превышать лимит не разрешали. Поэтому оформление уже стало намного скромнее.
Проект создавали архитекторы Самуил Кравец и Юлия Колесникова. Как таковой темы оформления у "Алексеевской" не имелось. То есть она не была посвящена какому-то месту или событию. Но, когда всё находилось в стадии разработки, то станцию на схемах указывали под названием "Щербаковская". В честь партийного деятеля А.С. Щербакова. Его же имя планировали присвоить и всему радиусу с новыми платформами. В принципе это даже успели сделать: буквы на путевых стенах и вверху наземного вестибюля уже висели. А в торце платформы красовался мраморный барельеф чиновника. Его создавал очень известный скульптор Георгий Мотовилов.
Но в конце апреля 1958 года, за несколько дней до официального пуска, всё неожиданно поменялось. Не знаю, насколько эта история правдива, но исследовали говорят о следующем. На станцию приехал с инспекцией Н.С. Хрущёв. Щербакова он любил не очень, поэтому выразил серьёзное недовольство названием и оформлением в честь партийного деятеля. Никита Сергеевич сразу же приказал убрать всё, что напоминало о чиновнике. Но тут возникает вопрос: неужели пару лет до этого Хрущёв не знал, что в столичном метро планируется такая станция? Почему всё изменилось в последний момент?
Не богато, но со вкусом
Как бы там ни было, 1 мая 1958 года станция открылась под названием "Мир". Есть две гипотезы, откуда взялось наименование. Согласно первой, это отголоски Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который проходил в Москве годом ранее. Представители второй точки зрения объясняют всё проще. Якобы название дали по проспекту Мира, просто сократили его. Надо сказать, что в честь Щербакова эту станцию всё-таки со временем назвали. Произошло это в 1966 году. Советское наименование сохранялось до ноября 1990 года. После этого появилась "Алексеевская". В память о когда-то существовавшем тут одноимённом селе. Кроме того, рядом пролегает Новоалексеевская улица.
Я уже говорил, что по габаритам "Алексеевская" такая же, как и платформы на Кольцевой линии. Однако её отделка отличается меньшим количеством декора. По конструкции станция пилонная трёхсводчатая. То есть состоит их трёх залов (сводов): двух боковых и центрального. Проходы между ними сделали с помощью проёмов. Их боковые части - это и есть пилоны, которые отделали светлым мрамором. Разбавили всё полосками разной ширины красивого зелёного цвета из такого же материала. Далее идут своды, покрытые белой штукатуркой и довольно симпатичные вентиляционные решётки.
Внизу вплотную к пилонам стоят мраморные скамейки. В их оформлении также присутствует дерево. В качестве покрытия пола выбрали красный и чёрный гранит. Такая композиция называется "ковром". Завершают декор центрального зала довольно большие люстры. Это абсолютно такие же светильники, которые вы могли видеть, например, на станции "Курская" Кольцевой линии. Так что в целом нельзя сказать, что борьба с архитектурными излишествами повлияла на декор очень сильно. Ситуация с "ВДНХ", например, получилась более грустной.
Непреодолимые удешевления
Отделка боковых залов практически повторяет центральный. Здесь те же самые пилоны, украшенные белым и зелёным мрамором, лавочки, люстры, а также вентиляционные решётки. С ними, кстати, перекликаются двери на путевых стенах. Вообще они ведут в технические помещения. И тут их решили как-то оформить. Конечно, из общего фона выбивается белая и чёрная (внизу) плитка на путевых стенах. Причём она не гладкая, а с каким-то ребристым узором. Да и состояние материала уже не слишком хорошее. Короче говоря, смотрится не очень красиво.
На поверхность ведёт один выход. Его оборудовали эскалаторами, потому что глубина у станции не маленькая - 51 метр. Изначально планировали, что наземный вестибюль будет встроен в жилое здание. Потом решили, что конструкцию разместят между домами. А её внешний вид будет похож на оригинальный вход на станцию "Проспект Мира" Калужско-Рижской линии. Но потом, в том числе и в целях экономии, всё поменяли на круглый типовой вестибюль, который мы видим сегодня. В его создании также участвовали архитекторы "Алексеевской": Кравец и Колесникова.
Сегодня "Алексеевская" не считается очень загруженной станцией. Пассажиропоток там средний. В конце 2023 года он составлял 66 тысяч человек в сутки. Любопытно, что изначальная задумка архитекторов в каком-то смысле исполнилась. Наземный вестибюль и правда находится между двух жилых домов. Правда оба они по своему внешнему облику далеки от шикарных сталинских зданий, которые и должны были здесь появиться.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!