Путеводитель по невротическим отношениям... Часть 2.
Сегодня я хочу с другого ракурса посмотреть на тему любовного треугольника на примере фильма "Зимняя вишня" 1985 года с Еленой Сафоновой и Виталием Соломиным в главных ролях. Традиционно принято считать жертвой жену или любовницу, а изменника - абьюзером. Однако, давайте посмотрим на ситуацию его глазами.
Вадим (Виталий Соломин) - женатый человек, работает в одной организации с симпатичной Ольгой (Елена Самохина). Между ними вспыхивает страсть. Ольга разведена, воспитывает сына пяти лет. Ей очень хочется, чтобы Вадим ушёл от жены и они расписались. То есть, она, зная, что этот мужчина несвободен, всё равно вступает с ним в связь в надежде на то, что он расстанется с женой.
Так они украдкой встречаются 2 года. Вадим намекает ей, что хотел бы развестись и практически решился, но потом отступает. Ольга чувствует себя покинутой, обманутой, ненужной, неценной. Раз за разом она попадает в один и тот же цикл: Вадим, на фоне сексуального возбуждения (потому как, видимо, нет разрядки с женой), и идеализации, предлагает Ольге романтическую встречу выходного дня где-нибудь за городом; Ольга соглашается, потому что хочет не только провести время с любимым, но и услышать заветные слова "я развожусь, давай поженимся; однако Вадим получает сексуальную и эмоциональную разрядку, и его идеализация Ольги проходит, он теперь не понимает, зачем ему жениться. Она же чувствует обиду и холод по отношению к любовнику. Поскольку Вадиму нечего больше ей дать, он тоже отстраняется и ведёт себя так, будто ничего не произошло до следующего раза. Более того, в эти моменты он может замечать какие-то мелкие недостатки женщины, катастрофизировать будущее.
Что движет Вадимом в такие моменты?
В ответ на предложение Ольги пожениться, он отвечает, что для него встречи с ней - это "сказка, а сказка не повторяется каждый день". Кажется, что в одной этой фразе заложено его базовое убеждение о жизни: "счастье - это лишь мгновение, и оно не может быть постоянным" или "я не заслуживаю любви и счастья".
Человек с такой установкой боится обжечься любовью, поэтому выбирает жить с нелюбимым партнёром и избегает глубоких отношений с объектом симпатии. За этим всем и неуверенность в себе, и страх одиночества. Где-то в глубине души Вадим боится, что Ольга может увлечься кем-то ещё, что она оставит его. Чувствуя себя крайне уязвимым, неспособным на ответственные шаги, он прибегает к нарциссической гиперкомпенсации, дабы скрыть уязвимость: флиртует с другими женщинами на глазах у Ольги, совершает безрассудные действия, призванные произвести на неё впечатление, но за которыми ничего не следует - догоняет на машине и возвращает, когда она уезжает с другим мужчиной. За таким его поведением стоит еще и инфантильное желание сначала соблазнять, а потом фрустрировать, когда к идеализированному образу примешиваются агрессивные компоненты восприятия.
Важно не только то, что Вадим - нарцисс и эгоист. Если посмотреть на этого человека комплексно, то мы, исследовав его детство и юность, могли бы обнаружить там некий "незакрытый гештальт" - незавершенное, непрожитое событие. Встреча с Ольгой в какой-то степени стала для него роковой. Роковое - это всё, что меняет привычный ход нашей жизни, после чего мы не способны стать прежними, снова зайти в ту же реку.
Жена Вадима - это то, что заземляет, не даёт оторваться его соломинке и понестись в бурном течении неведомо куда - туда, куда он нестись очень боится и не хочет. Вадиму гораздо безопаснее жить с фетишем - питаться воспоминаниями и фантазиями об Ольге, пришвартовавшись к супружескому ложу.
Ольга тоже проигрывает какой-то свой сценарий. Зачем ей так понадобился женатый мужчина, когда вокруг были другие интересные варианты?
Это тот случай, когда аффективная память (память о травме и все эмоции с этим связанные, желание повторить/переиграть события прошлого, определяющие направленность сексуальных и агрессивных влечений) управляет жизнью, а не осознанность и стратегическое её планирование.
Садизм и мазохизм играют ключевую роль в таких отношениях, и им очень далеко до зрелой формы любви, в которой есть постоянство, в целом положительного, восприятия объекта привязанности и отношения к нему, нежность, забота, ответственность.
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, Схема-терапия EMDR КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru