Принято считать, что мигранты начали заполонять Россию примерно в 2000-х, ни в 1997 году, ни в 1990-м такого засилия приезжих не наблюдалось, как в последующие годы. Тем не менее, ещё до распада СССР была заложена идеология, плоды которой мы сегодня пожинаем.
Перестройка
Историк Александр Дюков считает, что уже в 1989 году было понятно, какие проблемы всплывут спустя десятилетия.
Михаил Горбачёв под лозунгами гласности и демократии, перехода на "рыночные рельсы" заложил также медленную бомбу для общества, поменяв идеологию, что привело сначала к межэтническим конфликтам в республиках, а сегодня, уже в России, потомки тех самых людей, что изгоняли русских, пытаются диктовать нам свою волю.
История СССР конца 1980-х – это один большой конфликт между этносами, когда-то жившими в стране дружно. Всё потому, что вместе с либерализацией в стране вышли на первый план националистические и сепаратистские настроения. Но вместо того, чтобы упредить дальнейшие проблемы, Горбачёв предпочёл сглаживать противоречия, создавая иллюзию благополучия.
Обратная сторона медали
Тенденция видеть "культурное разнообразие" повсюду - это наследие периода Горбачёва. Когда нам сейчас говорят о "200 этносах Владимирской области", это тоже горбачёвщина. Именно тогда жителей СССР начали зачем-то разделять на народы. А зачем? И так было ясно, что в стране живут разные национальности. Ради чего искусственно вытягивать эту тему?
Вроде бы нет ничего плохого в этническом и культурном многообразии, с которым надо считаться и уважать всем всех. На деле же получилось, что все ненавидят всех.
Вот, к примеру, что в 1989 году писали в сборнике материалов заседания XIX партийной конференции "Обновление: межнациональные отношения и перестройка": оказывается, уже тогда были озабочены тем, что происходит в "многонациональном Ленинграде".
Хотя в этом году 91% жителей Ленинградской области и 89% населения Ленинграда были русскими, правда обобщёнными – к ним приписывали белорусов, украинцев, евреев и других.
Но именно в это время партия зачем-то решила создать постоянные комиссии по межнациональным отношениям при Ленинградском исполкоме Советов народных депутатов.
А дальше интереснее: начали собирать диаспоры, да ещё и пускать их в управление:
"Рассмотреть вопрос о создании в Ленинграде Дома дружбы народов СССР, национальных клубов и обществ".
Вместо того, чтобы консолидировать общество, его, получается, сепарировали, поощряя национальную идентичность, объединение в диаспоры, что привело к мысли, что одни имеют превосходство над другими.
Свои и "чужие"
А дальше случилось то, чего, вроде бы, никто не хотел: первые межэтнические стычки.
Вспомним Казахскую ССР в декабре 1986 года. Формально там выступили против политики Москвы, но на самом деле, спусковым крючком стал национализм: как оказалось, подавляющее большинство интеллигенции ненавидело "большого брата", поэтому было против назначения русского Геннадия Колбина взамен казаха Динмухамеда Кунаева, уличённого в непотизме (продвижении родственников на высокие посты), злоупотреблениях властью и создании культа личности. Очень напоминает Казахстан при Назарбаеве, согласитесь. Кстати, Кунаев продвигал молодого будущего первого президента независимой республики.
Два дня выступлений против русских привели к вводу армии на подмогу силовикам.
Вот что обсуждали на заседании Политбюро, 11 июня 1987 года.
Яковлев: "Импульс национализма [в Казахстане] идёт сверху - от местной интеллигенции, партийного и государственного актива. Власти благожелательно относятся к националистическим проявлениям. Слава богу, хоть об уничтожении Советского Союза не говорят".
Горбачёв: "Какого бога ты имеешь ввиду? Если конкретно". (Смех)
Яковлев: "Аллаха".
Горбачёв: "У нас в этом вопросе один бог – Ленин".
Получается, первый "звоночек" в Москве предпочли не заметить.
А в 1990-м году уже таджики вышли на улицы, протестуя против беженцев из Карабаха. Они кричали, что им не нужны армяне, ворвались в местный Белый дом, подожгли его и устроили в Душанбе волну погромов. Усмирить толпу удалось только с помощью армии. За три дня было ранено 565 и убито 25 человек.
Вместо того, чтобы сделать выводы, Горбачёв начал бесхребетно апеллировать к "гуманистическим традициям народов".
Но уже через 2 года стало понятно, что никакого гуманизма не будет: в Таджикистане началась гражданская война, в результате которой русские, немцы и евреи сбежали из республики, а те, кто рискнул остаться, были в подавляющем большинстве убиты.
"Хотели как лучше"
Между тем, политика Горбачёва в 1990-м году, вместо спасения страны, привела к её окончательному развалу. Именно в этот момент ЦК КПСС пришла идея внедрить представителей диаспор во власть. Тогда секретарь ЦК КПСС Гумер Усманов выступил с предложением создать руководящие органы национальных ассоциаций, то есть диаспор, а потом через национальные министерства культуры продвигать националистов во власть. Получив ниточки управления, русофобы тут же поспешили избавиться от "большого брата".
Вот и получается, что сейчас мы по-прежнему активно используем механизмы эпохи Горбачёва, чем разваливаем собственную страну. Россия – это многонациональная страна русских и этносов, не имеющих собственной государственности. Многие века мы уживаемся, и вроде никому не мешают пятничный намаз чеченцев в Грозном, как и Крестный ход в Астрахани, или подношение буддийским божествам в Улан-Уде.
А вот мигранты из республик бывшего СССР привносят то самое разделение, сепарируя себя от остальных ношением хиджабов, никабов, формированием закрытых диаспор, нежеланием учить русский язык и изучать русскую культуру, да ещё и агрессивно насаждая свои правила, замещающие всё русское и пуская ростки национализма в регионах России. Если так будет продолжаться дальше, то, в конце концов, приведёт к гражданской войне внутри, поскольку националисты либо не понимают, а скорее скрывают от коренных народов неудобную правду: без русских, как государствообразующего этноса, все станут крайне уязвимы.