Но вот только открывать дело никто не спешил.
— Я вас пригласил, чтобы сообщить информацию по интересующему вас делу, — сказал следователь Велкушин Константин Иванович. Он сделал паузу, заинтересованно смотрел на посетителей.
Анна Петровна выглядела уставшей и немного потерянной, пыталась улыбнуться, но вместо этого получилась гримаса. Волнение Катерины Петровны выдавал напряжённый взгляд и то, как она поглаживала свои руки. Только Андрей Иванович оставался совершенно спокойным. Следователь не заметил ничего тревожного и продолжил.
— Ирина Петровна Мещерякова обратилась в районный отдел внутренних дел с заявлением по поводу без вести пропавшего Петра Петровича Пестова, в заявлении она высказала предположение, что её отец стал жертвой Степана Спирина, ссылаясь на разговоры жителей села Шипулино. Заявление ею было подано через три дня после похорон Марии Ивановны Пестовой.
Оперативники побывали на месте предполагаемого убийства, улик собрать не удалось из-за пожара, что случился несколькими днями ранее. Они обратили внимание, что место, где была сгоревшая баня тщательно зачищено. От пожара пострадали сарай для скота, сени и кухня дома. В комнате на кровати лежала без признаков жизни женщина, тело её…
— А-а-х, — и Анна Петровна мгновенно побледнела и потеряла сознание, голова упала на грудь, и женщина стала заваливаться на бок. Андрей успел задержать падение, а Константин из графина налил в стакан воды и брызнул на лицо женщины. Привели в чувство, усадили на стул.
— Анна Петровна, если вы не можете по состоянию здоровья слушать то, что я рассказываю, подождите в коридоре, там есть стулья, — говорит следователь, но женщина отрицательно качает головой.
— История тяжёлая, сочувствую, но без знания деталей не понять, что произошло. — Велкушин перелистывает папку с документами, нашёл, что искал, зачитывает:
— Погибшую опознали соседи Климкин Фёдор Семёнович и Климкина Анастасия Ивановна, они уверенно заявили — Авдотья Петровна Спирина, по отцу — Пестова. На вопрос, что они могут рассказать о Степане Спирине, с ответом замялись, явно боятся говорить. Прозвучало лишь то, о чём шепчутся сельчане: не сдержан на слова и действия, запросто может ударить человека, если ему не понравилось, что тот сказал. А что скажете вы, Анна Петровна? Вы ведь вместе проживали в доме.
Катерина положила свою руку на запястье Анны, тихо говорит:
— Расскажите, за что он убил вашу маму.
— Так, появился свидетель убийства Авдотьи Петровны, — протяжно говорит Константин Иванович, и три пары глаз устремились на него, желая понять: обрадовался или огорчился следователь новому повороту в деле.
Анна прикрыла глаза, глубоко вздохнула и едва слышным голосом начала говорить. В кабине установилась тревожная тишина. Следователь быстро записывал рассказ женщины, время от времени поглядывал на неё. Анна словно в трансе пребывала: глаза прикрыты, тихий голос и бледное лицо, речь правильная, без пауз. Анна не остановилась только на эпизоде с матушкой, она продолжала говорить, а следователь торопливо записывал. Свой рассказ Анна завершила побегом в деревню Араповка, где проживали тётя и дядя её родного отца. Замолкнув, женщина распахнула глаза и с надрывом заявила:
— Деревня в десяти километрах от села, но и оттуда был виден пожар. Я убежала следом за бабушкой где-то около полудня, пожар случился во второй половине дня. Несколько мужиков, фамилии их я не знаю, и мой дядя Василий с бочками воды поехали в Шипулино. Степана дома не было, а баня уже сгорела, они тушили дом и сарай, — так говорил дядя после возвращения.
— Из вашего рассказа следует, что Петра Петровича вы не видели. Принимая во внимание характеристики Степана Спирина и то, что утром он расправился с женой, которая вас защищала от насильника, наиболее вероятной напрашивается версия, что приходил к Степану Пётр Пестов с возмездием за жену и дочь.
— Я ничего этого не знала, пока мне не рассказала Катерина Петровна …
— Что вы рассказали? — Константин метнул взгляд на Катю.
— Только то, что мы с мужем узнали от Зои Никифоровой, — Катерина растерянно смотрит на следователя, затем на Андрея и обратною.
— А Никифорова откуда знает?
— Сказала, что давно случайно услышала разговор своего отца с участковым. Дедушка пришёл с ружьём, стрелял, но не попал. Степан ударил его топором и отнёс в баню, которую облил керосином и поджёг.
— А кто свидетели, участковый сказал?
— Услыхав о мученической смерти деда, я упала в обморок, и больше Зоя ничего не рассказывала, — Катя тяжело задышала, прижала правую руку к груди, застонала.
Андрей быстро достал из сумочки жены нитроглицерин и положил ей под язык.
Напряжённая тишина в кабинете. Прошло две или три минуты, Катя обвела взглядом присутствующих, остановилась на Анне, произнесла:
— Расскажите Константину Ивановичу, как давно Степан вернулся.
— Два месяца назад, — мгновенно отвечает Анна.
— Так, подведём итог, — помрачнел следователь. — Всё, что вы рассказали, оформим протоколами. Доведу до начальства полученную информацию и буду настаивать на возобновлении уголовного дела в отношении Спирина.
После того как посетители покинули кабинет, следователь ещё раз перечитал показания Анны Пестовой, Катерины и Андрея Афониных, показания соседей Спирина и Пестова.
- Никто из допрошенных сельчан не знал, что погибла Авдотья, не слышал стрельбы во дворе Спирина и не видел, чтобы Степан нёс Пестова в баньку. Но банька-то отчего-то загорелась? И пропали Пестов и Спирин, их больше никто из опрошенных сельчан не видел.
- Не даёт покоя следователю фрагмент рассказа Анны Пестовой о том, что мужчины деревни Араповка тушили пожар на участке Спирина. Перелистывает Константин дело в надежде увидеть доклад оперативников об опросе тех самых мужиков из Араповки. Но нет ничего в деле.
- Тревожит Константина заявление женщины, что из дома её выгнал вернувшийся Степан Спирин. Как и куда он ушёл — неизвестно, но через четверть века вернулся. На что надеялся? Что никто его не узнает, а старожилов уже нет … А как же в этом случае Анна, которую он, с её слов, хотел взять силой, то есть изнасиловать. Она также является свидетелем убийства её матери. Почему же он безбоязненно выгоняет её из дома, хотя она может сдать его в полицию? Это вызывает недоумение.
Отмахнулся от непродуктивных размышлений, стал писать план действий:
— Добиваться возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
— Установить личность мужчины, вернувшегося в Шипулино.
— Подтвердить или опровергнуть, что он — Степан Спирин.
— Подтвердится факт, что это именно он, — взять ДНК.
— Обратиться в архив и узнать, какие предметы одежды Пестовой Авдотьи и Степана Спирина имеются. Есть ли смывы с тела Пестовой. Если есть, провести экспертизу.
— Выяснить, живы ли в настоящее время мужчины, которые тушили пожар на территории Спирина. Если да, допросить.
— Допросить участкового (если он живой), отца Зои Никифоровой.
И так далее.
И стал ждать ответ на своё заявление о возобновлении уголовного дела с двойным убийством.
Но вот только вновь открывать дело никто не спешил.
Что не так с Анной? По версии Катерины
Из кабинета следователя Катерина и Анна вышли в подавленном настроении. Андрей был сосредоточен и молчалив, в то время как женщины заговорили разом.
— Зря пришли. Никто и ничего не найдёт и не докажет, что Степан…
— Зря вы так. Я увидел заинтересованность в раскрытии преступления со стороны следователя. — Андрей отвечает им спокойным тоном. — Важно то, что вас, Анна Петровна, Велкушин услышал. Дело в архиве лежало больше двадцати лет. И чтобы его возобновили, нужны железные аргументы. Вы их следователю назвали. Его задача донести — их до руководства. Процесс не быстрый. Но что-то мне подсказывает, Константин Иванович начнёт доследственную проверку ваших показаний, найдёт способ, как. Так что, милые женщины, наберитесь терпения и ждём результат его работы.
То, что мужчина легче принимает к сведению неприятные вести и, не имея возможности изменить ситуацию, отбрасывает переживания, — известное дело. Женщинам это даётся с трудом, и привести их к адекватному реагированию на события зачастую не представляется возможным продолжительное время.
Но в этот раз было иначе: и Катя, и Анна необычайно быстро сменили подавленное настроение на деловое, согласились с Андреем терпеливо ждать очередной встречи со следователем. Да и самим не терять время зря, попытаться найти какую-нибудь дополнительную информацию.
При этом Анна обмолвилась:
— Жаль, что дяди Васи нет, и мы не узнаем, что ещё видели мужчины на пожарище.
На что Андрей заметил:
— Не стоит опрашивать людей, это может навредить Велкушину. Пусть расследованием занимаются специалисты. Как только начнёте расспросы, разговоры пойдут по деревне и спугнут Степана Спирина. Если это он, — добавил Андрей со скепсисом в голосе.
— Почему вы считаете, что это может быть не Степан? — испуганно смотрит Анна на мужчину и вдруг со злостью в голосе заявляет: — Я ничего не придумала. Это Степан Спирин. Я его ни с кем не спутаю.
Не прощаясь, стремительно двинулась вдоль улицы.
Андрей недоумённо глядел ей вслед. Катя тоже смотрела в том же направлении, её лицо было напряжённым, а взгляд — отсутствующим . Андрей положил руку на предплечье жены и спросил:
— О чём ты думаешь?
— Анна кажется ненастоящей, но я пока не могу понять, в чём именно дело.
— Она очень нервная, поэтому её поведение бывает неожиданным. Не стоит забывать, что она была свидетелем ужасного преступления и, возможно, сама пострадала. Не каждый человек смог бы пережить такое и сохранить здравый рассудок.
— Мне показалось — она актриса. Когда я слушала рассказ Анны, мне казалось, что я сама была в доме и видела, как Степан бушевал. Но я же пришла к следователю, а не в театр, — горестно заключила Катя.
Услышав слова жены, Андрей забеспокоился и предложил ей обратиться к психологу или психотерапевту. Катя же решительно отказалась, объяснив, что сейчас она переживает важный этап в своей жизни и у неё нет времени и желания тратить его на посещение специалистов.
Продолжение
©Вера Велесова