Найти в Дзене

Психологический разбор фильма "Бойцовский клуб"

Данная статья посвящена психологическому анализу фильма “Бойцовский клуб” (экранизация книги Ч. Паланика) с точки зрения психоаналитической теории.

Отец классического психоанализа Фрейд считал, что человеком управляют биологические инстинкты. В процессе развития ребенок проходит определенные фазы: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Если человек застрял на какой-то из этих фаз, то это будет определять его характер во взрослом возрасте.

Психоанализ рассматривает человеческую природу как конфликт двух противоположных сил - бессознательного, с его сексуальными влечениями, управляющего “принципов удовольствия”(позднее сюда Фрейд добавит и бессознательное влечение к смерти) и сознанием, которое управляет “принципом реальности”.

Согласно этой теории - именно подавленная сексуальная энергия лежит в основе психических заболеваний.

Теперь давайте попробуем разобрать фильм “Бойцовский клуб” с точки зрения этой теории.

Для начала нам понадобится знание о структуре личности в психоанализе:

1. Бессознательное или "ОНО" - бессознательная, врожденная и иррациональная часть личности, которая подчиняется “принципу удовольствия”.

2. "Я" или "Эго" - это адаптивная часть личности, которая находится в контакте с миром и подчиняется “принципу реальности.”

3. "Сверх-Я" или "Супер-Эго" - часть личности, которая формируется под влиянием общества и представляет собой моральные принципы, запреты и нормы поведения, принятые в обществе.

Структурная модель психики по Фрейду
Структурная модель психики по Фрейду

В процессе жизни, человек постоянно сталкивается с внутриличностными конфликтами между вышеописанными структурами психики. Особенно часто это конфликт появляется между Супер-Эго (требованиями “надо”) и Оно (желаниями “хочу”). В тисках между этими двумя структурами оказывается Эго (“Я”), поэтому важно, чтобы Я было сформировано в процессе ранних отношений и было сильным, чтобы выдерживать напряжения от конфликта. Так, слабость Эго приводит к различным регрессам личности на более ранние стадии развития и к психопатологическим состояниям.

Теперь сопоставим концепцию психоаналитической теории с сюжетом фильма “Бойцовский клуб”:

Итак, главный герой фильма - Рассказчик, мужчина без имени, 30-ти лет, с психическими проблемами в виде депрессии и бессонницы. Это человек, который в условиях консюмеризма потерял себя. Он не знает кто он и чего хочет. Самоопределение его личности происходит через вещи: «Какой сервиз может служить характеристикой моей личности? » - спрашивает он. Смысл его существования это меблировка квартиры: «Раньше мы зачитывались порнографией, а теперь каталогами Horchow». В этой цитате отражена суть проблемы - подавления инстинктивной (сексуальной энергии) и подмена ее социально приемлемым поведением.

Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.
Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.

Дом в психоанализе - это метафора личности. Дом Рассказчика - это стерильная, холостяцкая квартирка, обставленная популярной мебелью Икеа. Такая мебель доступна, продумана до мелочей, а ее сборка покупателем оставляет лишь иллюзию субъектности. Рассказчик нашел в бытовом конформизме отличный способ закрыть одну из экзистенциальных данностей - поиск смысла существования. Также здесь квартира представляет как образ “Сверх-Я”.

Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.
Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.

Страдая бессонницей и депрессией, он обращается за помощью к врачу, но тот отказывает выписать лекарства, и рекомендует посетить собрание для мужчин, больных раком яичек, чтобы увидеть людей страдающих по-настоящему. Данное собрание символизирует “кастрационную тревогу”, которая в теории Фрейда об Эдиповом комплексе метафорически представляется как страх унижение и лишение мужественности отцом за сексуальное желание, направленное к матери. Собрание мужиков “без яиц”отражает “проигрыш” перед отцовской фигурой и непройденность фаллической стадии. Фрейд писал о том, что страх кастрации является ядром, из которого формируется страх совести, то есть страх “Я” перед Сверх-Я.

Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.
Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.

Встреча на собраниях с Бобом - (мужчиной, который в прошлом был бодибилдером, а теперь у него на фоне удаления яичек и гормонотерапии выросла грудь), является проекцией “материнской фигуры”. Когда Рассказчик плачет, уткнувшись в большую грудь Боба, то происходит материнский перенос. Этот перенос активирует раннюю фазу развития, где младенец находится в слиянии с матерью, чувствует себя центром мира ( именно так Рассказчик комментирует свое состояние на собраниях: -“У меня не было ни рака, ни кровяных паразитов; я был маленьким тёплым центром, вокруг которого вращалась жизнь на этой Земле”.)

Благодаря собраниям Рассказчик начинает удовлетворять фрустрированные в детском возрасте потребности в любви, внимании и здоровом слиянии, но он все еще остается в слиянии с материнской фигурой и сепарация от нее остается непройденной.

Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.
Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.

Появление на группах Марлы Сингер поднимает в Рассказчике вытесненные чувства. Она становится для него объектом проекций этих чувств и поднимает в Рассказчике зависть, конкуренцию, сексуальную энергию. Это знакомство запускает в Рассказчике новый виток психического развития и тут прорывается он - Тайлер Дерден (Оно). После их знакомства в самолете, Рассказчик начинает терять свои вещи - сначала чемодан в аэропорту, затем при пожаре сгорает его кондоминиум со всеми вещами. Рассказчику негде жить и он звонит Тайлеру.

Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.
Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.

Тайлер - полная противоположность Рассказчика. Нарочитая маскулинность, уверенность в себе, отсутствие “вещизма” и сексуальная распущенность. Он - это проекция, воплощенные бессознательные влечения Рассказчика, которые долго вытеснялись под давление Супер-Эго.

Тайлер работает проектировщиком фильмов в кинотеатре, вставляя картинки половых членов в различные фильмы. Это показывает принцип работы нашего бессознательного.

Дом Тайлера символизирует бессознательное (Оно) - большой, заброшенный, с отсутствием ремонта.

Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.
Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.

Итак, когда в самолете произошла встреча Рассказчика и Тайлера, первый вскоре в случае пожара теряет свое жилье (Супер-Эго) и оказывается во власти бессознательного (Оно). Через драки с Тайлером Рассказчик начинает идентифицироваться со своей агрессией, яростью, болью и сексуальным желанием. Именно эти чувства ему не удавалось когда-то разместить в отношениях с родителями.

Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.
Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.

В одной из сцен Тайлер (Оно) спросил Рассказчика, с кем бы он хотел подраться, тот ответил - с отцом.

Желание подраться с отцом является повторением эдипальной фазы в жизни Рассказчика, которую он не завершил в возрасте 3-5 лет. Повышенная враждебность к родителю своего пола в этом возрасте в психоанализе является нормой и означает бессознательное сексуальное желание к матери и враждебные чувства к отцу.

Здесь видно как возобновляется тот цикл психосексуального развития, который не был завершен. Сначала это слияние в группах “кастрированных” мужчин и идентификация с женским объектом, далее идет поднятие агрессивной и сексуальной энергии в связи с появление Марлы. Но психические защиты Рассказчика не справляются, его Я слабое и недосформированное. Происходит утрата Я и психоз. Все остальные действия он уже делает под властью Оно, утрачивая Супер-Эго (пожар в квартире) и утрачивая контакт с реальностью посредством Я.

Дальнейшее безумие, которое происходит в рамках “Бойцовского клуба” и проекта “Разгром” является процессом психического заболевания, которое в психиатрии называется “Диссоциативное расстройство личности”.

Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.
Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.

После ожесточённого спора и автомобильной аварии Тайлер исчезает из жизни Рассказчика и поднимает в нем воспоминания, когда отец бросил его и он чувствовал себя одиноко. Это дает зрителю эмоциональную связку “там и тогда” в “здесь и теперь” и обнажает в очередной раз за фильм травму развития.

Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.
Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.

Когда Боб (“символическая мать”) погибает при выполнении задания, Рассказчик пытается положить конец подрывной деятельности. Рассказчик не дает похоронить его за домом и тем самым обезличить его “мать”. Он начинает громко называть его имя (Роберт Полсон) и члены бойцовского клуба начинают скандировать за ним, как бы возвеличивая “мать”.

Прослеживая шаги Тайлера, Рассказчик обнаруживает бойцовские клубы во всех крупных городах страны — более того, их члены принимают его за Тайлера. Звонок по телефону Марле подтверждает догадку Рассказчика о том, что Тайлер — это он сам (точнее, та сторона личности, которую он вытеснял). Перед его глазами возникает Тайлер, объясняющий, что он завладевает телом Рассказчика всякий раз, когда тот спит, что он — проекция, сгусток его вытесненных желаний. Таким образом, все действия Тайлера совершил сам Рассказчик, и он же разрушил собственные «гламурные» апартаменты.

Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.
Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.

Далее финальная сцена с которой начался фильм - У Рассказчика (Я) во рту дуло пистолета, которое держит Тайлер (Оно). Так “Я” находится под властью инстинкта смерти. Скоро должна сработать взрывчатка, которая уничтожит мир “Сверх-Я” в виде банков и других кредитных организаций. Вдруг Рассказчик видит как солдаты бойцовского клуба привезли Марлу.

Пока происходит диалог между Рассказчиком (Я) и Тайлером (Оно) у Рассказчика появляется критика к заболеванию и он возвращает себе пистолет с помощью осознавания, что пистолет в руках Оно = пистолет в руках Я. Далее Рассказчик стреляет себе в рот, говоря Тайлеру фразу - “мои глаза открыты”.

Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.
Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г.

В моем понимании, эта фраза является возросшей критикой к своему состоянию и возвращение к реальности через осознание того, что Рассказчик не спит. Господствующей интерпретацией клинической цели психоанализу по Фрейду заключалась во фразе: «где было Оно, там должно стать Я». Таким образом Рассказчик расширяет пространство сознания за счет освоения бессознательного и возвращает себе контакт с реальностью.

Солдаты приводят Марлу, все видят последствия последней психической битвы между психическими структурами. Марла и Рассказчик стоят, держась за руку, и наблюдают через панорамное окно, как рушатся структуры стабильности в виде небоскребов финансовых организаций. Происходит переход к хаосу.

Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г
Кадр из фильма "Бойцовский клуб" 1999г

Как итог, в данном анализе мы разобрали главного героя фильма Бойцовский клуб, который под гнетом общественных правил и запретов так сильно подавил свою агрессивную часть, что она стала проявляться в виде спроецированный вовне отдельной субличности в виде Тайлера Дердена.

Таким образом, если опираться на теорию Фрейда, личность человека можно представить в виде структуры Оно, Супер-Эго и Ид. Для совладания с бессознательными импульсами психика вырабатывает защитные механизмы и не осознает их использование. Начиная с рождения, человек проходит через определенные фазы психосексуального развития. Фиксация на какой-то из этих фаз формирует характер человека во взрослом возрасте. В данном анализе частично упоминается логика формирования травмы на ранних стадиях, а также какие разрушающие последствия подобных они несут в себе.

Диагноз Рассказчика - “Диссоциативное расстройство личности” - это симптом болезни общества, к которому он принадлежит. Такое общество “кастрирует” инстинктивные желания и нарушает баланс психической энергии. Так, герой фильма - это концентрированное выражение актуальных проблем своего времени. Финальный взрыв привычного мира - это образ долго копившейся ярости, которую нельзя было разместить в отношениях со значимым другим.

Эта статья лишь малый “срез” тех представлений о фильме, который я решила представить. Данный фильм можно рассматривать с разных сторон (социальной, философской, психологической) и любой взгляд будет правильным и дополняющим. Если вы хотите что-то дополнить - пишите в комментариях.

Если было интересно - ставьте 👍

Больше психологических разборов в моем профиле 🙌🏻