Американская статья об этом называется грустно: Navy’s New Constellation Class Frigate Is A Mess - "Новый фрегат класса "Констеллейшн" - это бардак". В чём он заключается - рассмотрим ниже, а пока для любителей расчёсывать собственные вавки типа "вы лучше о своих проблемах пишите" немного остановимся на российских патрульных кораблях проекта 22160 типа «Василий Быков».
Не такой уж долгий срок их эксплуатации показал, что проект не совсем удачный. В общем-то он создавался для действий в ограниченных акваториях, прибрежных зонах, - в океане ему делать нечего. Недостаточное вооружение, особенно ПВО, а модульное так и не смогли установить из-за проблем с конструкцией, неудовлетворительная скорость, - всё это привело к тому, что в условиях боевых действий высокой интенсивности они показали себя малопригодными и кроме шести уже готовых или достраивающихся, больше производить их не будут.
Такие пролёты были и у американцев, если вспомнить о так называемых прибрежных боевых кораблях (LCS), которые также подвергались особо ожесточённой критике за крайне ограниченный набор вооружений. Особенно вопиющим является продолжающееся отсутствие у LCS средств ПВО и ПРО для чего-либо, кроме ближней обороны. Вот они, типа Freedom и Independent
Из-за этого они не применяются в Красном море, как сетуют американцы. Часть из них уже выведена из эксплуатации и этот вывод будет продолжен, несмотря на то, что самый старый прослужил всего 13 лет.
Чтобы избежать таких промашек, а главное, сократить расходы на проектирование, было решено при создании нового фрегата взять за основу уже существующие в Европе, лишь адаптировав их под американское вооружение. Выбор пал на проект FREMM - многоцелевые фрегаты, предназначенные для противолодочной и противовоздушной обороны обороны, уничтожения надводных кораблей и нанесения ударов по наземным объектам противника.
Французы и итальянцы построили таких уже по 8 единиц, плюс 4 закуплены Египтом и Марокко. Так выглядит итальянский "Карло Бергамини"
А так должен был бы выглядеть американский "Констеллейшн"
Но горе в том, что хотя строительство уже идёт, окончательно проект так и оформился.
Новые подробности о росте веса, нестабильности конструкции и других проблемах с фрегатом класса Constellation появились в отчете Счетной палаты правительства США (GAO), наблюдательной организации Конгресса. По состоянию на сентябрь 2023 года судостроитель завершил строительство лишь 3,6 % головного корабля по сравнению с запланированными 35,5 % к этому моменту", - сообщила GAO.
А сенатор от Миссисипи Роджер Уикер прямо так и рубанул:
« Фрегат класса «Созвездие» опоздает на три года, и на поставку головного корабля уйдет почти 10 лет. Во многом это связано с тем, что ВМФ не может поддерживать свои требования на стабильном уровне. Почти 70 процентов требований изменились с тех пор, как ВМФ подписал контракт», сказал Уикер. «Поэтому результат, который мы видим сегодня, не является сюрпризом. Это не пример неэффективности отрасли. Это неспособность высокопоставленных чиновников управлять программой. Это злоупотребление служебным положением и ужасная трата времени и ресурсов».
А что же там происходит конкретно?
ВМФ уже подтвердил, что первый фрегат класса «Созвездие» может может быть сдан не раньше 2029 года , что на три года отстает от графика. Это также произойдет примерно через девять лет после того, как Fincantieri Marinette Marine получила первоначальный контракт на поставку фрегатов, и примерно через семь лет после начала строительства USS Constellation .
Первая беда в том, что первоначально запланированное водоизмещение будет увеличено на 10%. GAO пишет далее: «Решение ВМФ одобрить строительство с незавершённым проектом корабля, включая пробелы в информации, касающейся конструктивных, трубопроводных, вентиляционных и других систем, а также недооценка возможности адаптации зарубежной конструкции к требованиям ВМФ привели к такому росту веса».
Но это они сейчас спохватились, а ведь уже к 2021 году стало ясно , что конструкция класса Constellation будет на 8 метров длиннее и чуть более чем на метр шире по ватерлинии по сравнению с ее родителем из FREMM. Кроме того, в ВМФ тогда заявили, что водоизмещение Constellation вырастет примерно на 500 тонн «для будущего роста». Имеется в виду иметь запас для возможных в будущем модернизаций.
А к чему это ведёт? «В апреле 2024 года военно-морской флот сообщил нам, что рассматривает снижение требований к скорости фрегата как один из потенциальных способов решения проблемы роста водоизмещения, влияющего на конструкцию корабля».
Теперь крейсерская скорость будет порядка 26 узлов, при этом, чтобы не отставать от ударных групп авианосцев, требуется скорость не менее 30 узлов.
Далее, общность дизайна Constellation и FREMM теперь может составлять всего 15% . В новом отчете GAO говорится, что это включает в себя существенные изменения в комбинированной дизель-электрической и газотурбинной двигательной установке и связанных с ней системах управления оборудованием, что, по словам представителей судостроителей, «увеличило стоимость и создало риски для интеграции».
Чем весь этот "бардак" закончится, пока совершенно неясно, но что вместо экономии наметился значительный перерасход средств, уже понятно. Что не может не радовать судостроителей :)
Я был бы не прочь проследить за перипетиями развития какого-нибудь нашего проекта, да разве в открытой печати найдёшь?
.......................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: