Примерно в VI веке н. э. в центре и на юге Восточной Европы, в Паннонии и близлежащих землях, прочно обосновались авары - достаточно развитое и боеспособное племя, ставшее еще одним центром силы в этом вечно неспокойном регионе. Аварская знать имела неплохое оружие и хорошие ламеллярные доспехи.
Современные венгерские ученые провели практическое тестирование вот как раз такого доспеха, что на фото выше. Это так называемый доспех из Кунсцентмартона, VII века.
Вот так он выглядит вблизи:
Вот по такому принципу у него связаны между собой пластинки (ламели):
Толщина пластинок определена примерно как у оригинала - 2 мм. К сожалению, точную толщину пластин оригинала установить невозможно, т. к. он сильно корродирован. Проще говоря, проржавел почти полностью, и находится в очень плохом состоянии. Но в любом случае эта толщина варьируется от 1,5 до 2 мм, и не превышает этого порогового значения. Диаметр отверстий составляет 2,5 мм.
Пластины оригинала имеют, как показало исследование, ферлито-перлитную структуру с низким содержанием углерода. Они не закалены. Приблизительно это похоже на нашу современную марку стали СТ3. Из подобной стали и изготовили, соответственно, копию панциря для тестов "экспериментальной археологии".
Для связывания пластинок панциря использовались:
нити из шерсти - простые и крученые, шелковые, кожаные и пеньковые (конопляные) шнурки, а также шнуры, выполненные из "влажных" и сухих свиных кишок. В последнем случае различается технология относительно этапа, на котором эти кишки высушивали, чтобы изготовить из них шнур. В подробности вдаваться не будем, кому интересно, может обратиться к первоисточнику...
Примечание: нет, не сухожилия, а именно кишки. В тексте венгерской статьи использовано слово Bél, которое однозначно переводится как "кишечник, кишка". Bél szárazon - "сухая кишка".
В общем, все средства крепления также аутентичные донельзя.
Способ сшивки между собой ламелей и нашивания их на кожаную основу может быть разным. Авторы исследования признавались, что из-за нехватки средств избрали самый простой способ сборки - пластинки сшиты друг с другом только через боковые отверстия, и нашиты на кожаную основу через верхние.
Кстати, технически, с точки зрения терминологии, последний факт превращает исследуемый панцирь уже не в "чистый" ламелляр, а в ламеллярно-пришивной доспех. У "чистого" ламеллярного панциря нет никакой кожаной или тканевой подложки, пластины у него соединены только между собой. Но авторы исследования считали, что пластины непременно должны быть нашиты на кожу - полагаю, имели к этому какие-то основания.
Пластинки при этом не плоские, а слегка выпуклые. Собраны "выпуклостью" наружу.
Вообще, вопрос, как именно собирали свои ламелляры древние - это вопрос крупных дискуссий. Поскольку в сборке они практически никогда не попадаются, их находят в виде отдельных пластинок, ибо шнуровка и кожаная подкладка (если она есть) истлевает от времени. Все известные системы сборки - это исключительно плод раздумий современных ученых и реконструкторов.
Вот это, для сравнения, реконструкция доспеха, выставленная в музее Кунсцентмартона. У нее другая схема сборки - в грудной части панциря нижние пластины верхним краем заходят на верхние. У модели для эксперимента наоборот - верхние пластины частично перекрывают нижние.
Собранный панцирь состоял из 220 пластинок и весил 4,434 кг. Его надевали на манекен, закрепленный на торсионных конструкциях - в одном случае он имел систему противовесов снизу, в другой - специальную пружинную конструкцию, обеспечивающую отклонение манекена вниз-назад и частичный проворот по вертикальной оси в случае нанесения особо сильного удара. Что технически абсолютно правильно - человек-то при ударе падает или как минимум отшатывается. Удар по жестко закрепленной цели, и удар по цели, закрепленной с возможностью отклонения, дают совершенно разные результаты.
...С учетом этого был изготовлен испытательный манекен, который мог перемещаться как по вертикальной, так и по горизонтальной осям. Для достижения движения требовалось правильное скручивание, а вес создавал противодействующую силу. Вес был определен в 70 кг (согласно результатам раскопок, средний рост мужчин не превышал 170 сантиметров, что примерно соответствует такому весу). Из них 50 кг приходится на горизонтальную ось, 20 кг управляют вращением вокруг вертикальной оси.
(с) автоперевод, поэтому извините за некоторую косноязычность.
Общая масса манекена с доспехом составила 120 кг.
Удары наносились с коня, на скаку, копьем с "пикейным" наконечником в виде тростникового листа (т. е. с зауженным), с двух рук. Всадник имел стремена, но не имел жесткого, фиксирующего седла. Обычная степная посадка с упором на маневренность, на способность вертеться в седле вправо-влево, отмахиваясь мечом и посылая стрелы куда угодно.
Для чистоты эксперимента в ряде случаев под доспех поддевалась овчина - авторы эксперимента считают, что ее использовали все степные народы в качестве поддоспешника.
Правда, здесь, на фото, я бы обратил внимание на следующие моменты. Во-первых, всадник слегка привстает в стременах. Во-вторых, в последнем случае он выпускает копье из рук при ударе. С моей точки зрения, это - вынужденный "дефект" чистоты эксперимента, поскольку все ж таки реконструктор не является настоящим воином древнего каганата. Последний вряд ли стремился "потерять" копье, оно у него было основным оружием ближнего боя, и не являлось одноразовым.
А если копье не выпускать из рук - удар явно выйдет сильнее. Хотя и "обратный импульс", на самого себя же, получится неслабеньким. Третий закон Ньютона, действие равно противодействию...)
Короче говоря, общие результаты:
а) при попадании в пластину копье ее не пробивает;
б) опасно попадание меж пластин, и таковое часто происходит, но благодаря тому, что манекен не был закреплен жестко, а имитировал фактическую динамику действий стоящего человека, способного падать, отклоняться, поворачиваться корпусом - глубокого пробития при попадании копья в щель меж пластинами не происходило. Особенно в случае с овчинным поддоспешником.
в) из-за мягкой, "пружинящей" конструкции, которая при сильном ударе, как видно на фото, буквально идет волной, очень велика вероятность тяжелой заброневой травмы.
Интересу ради экспериментаторы попробовали "вторым заходом" более узкие, граненые пикейные наконечники более поздних же времен. Они смогли войти меж пластинами, но у них (испытателей) не получилось вогнать копье настолько глубоко (с учетом овчинной подкладки), чтобы можно было посчитать это за фатальное поражение. А били они всерьез - отмечается, что после одного из ударов у копья переломилось древко. Правда, не указано, из какого дерева оное было сделано.
Также доспех обстреливался из аварского лука с наконечниками стрел аварского же периода. Пробитий не зафиксировано.
При этом все использованные варианты шнуровки, со шнурами из разных материалов, несмотря на то, что оные имеют различные значения усилия на разрыв на тензометре, при использовании их для связки пластин доспеха обнаружили примерно равные результаты.
В общем, какой отсюда вывод?
Овчинный тулуп рулит!
При наличии стального панциря...))
Источник - "A KUNSZENTMÁRTONI AVAR MELLPÁNCÉL-REKONSTRUKCIÓ TESZTELÉSE. A FŰZŐANYAGOK ÉS A FŰZÖTT SZERKEZET MÉRÉSI EREDMÉNYE ÉS A LOVAS TÁMADÁSSAL SZEMBENI VÉDELEM HATÉKONYSÁGA"
HORTSIN TAMÁS – MAGYAR ANDRÁS.