В мае финансовые рынки, как мировые, так и местные, обновили некоторые рекордные значения. Какие, и чем может обрадовать июнь — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Фото Unsplash
Минимум и максимум
На белорусском валютном рынке в последние дни весны обменный курс доллара снижался до минимума года, и 28 мая, немного не достигнув низшей отметки в 3,1667 рубля за единицу, вновь начал набирать вес. На мировом финансовом рынке цена фьючерсного контракта на золото 20 мая обновила исторический максимум и достигла 2 646,5 доллара за унцию.
Как и в предыдущие месяцы, формирование обменного курса белорусского рубля на внутреннем валютном рынке по большей части было обусловлено изменениями валютного курс российской валюты на внутреннем рынке соседей. Эта высокая прямая корреляция курсов достаточно просто объяснима — взаимосвязь белорусской и российской экономик — сейчас одна из самых высоких. Объем взаиморасчетов в национальных валютах только увеличивается, что в целом хорошо. Это позволяет обеспечить высокую скорость расчетов и избежать двойных обменов при пересчете через доллар или евро. Кроме того, в условиях санкционных ограничений внешних платежей подобный вариант обмена остается едва ли не единственным способом проведения транзакций.
Что в России
Плавно переходя к российскому валютному рынку, мы обнаруживаем, что в конце 28 мая обменный курс российского рубля к доллару также понижался до минимума с января 2024 года (88,2736 российских рубля за единицу). И в целом весь май стал достаточно успешным для российского и белорусского рубля.
Почему так вышло и как события могут развиваться дальше? Как и ранее, на российском валютном рынке работают факторы поддержки и давления, краткосрочные и долговременные. В зависимости от преобладания того или иного и формируется обменный курс иностранных валют.
К долгосрочным факторам относятся два обстоятельства, которые, в принципе, с большой долей вероятности будут поддерживать российский рубль, а с ним и белорусскую национальную валюту, как минимум до конца года. Это указ президента России № 771 об обязательной продаже иностранной валюты определенной группой экспортеров. Второе — жесткая монетарная политика Центробанка.
Правда, тут есть нюансы. По поводу указа — в последний день мая премьер-министр России Михаил Мишустин внес в документ некоторые изменения и дополнения. В частности, некоторые категории экспортеров могут получить разрешение не продавать иностранную валюту в случае, если внешнеторговые контракты были оплачены в рублях более чем на 50 %. Но, по примерным подсчетам, объем такой разрешенной непродажи валюты относительно невелик и не окажет существенного влияния на предложение иностранной валюты на российском рынке.
Второй фактор — кредитно-денежная политика Банка России — более существенный, и в ближайшие дни, а именно 7 июня 2024 года, может получить свое развитие. В пятницу состоится заседание Совета директоров Центробанка, на котором будет принято решение о текущем значении ключевой ставки.
Напомним, что с 15 декабря 2023 года она замерла на отметке 16 %, и в последние дни руководитель Центробанка Эльвира Набиуллина неоднократно указывала на высокие показатели инфляционных ожиданий. А это может конвертироваться в повышение ставки на ближайшем саммите до 17 %. В целом финансовый рынок России готов к такому решению, что отразилось в повышении депозитных предложений крупными банками в мае 2024 года.
Краткосрочные факторы, которые действуют на изменчивость валютного рынка, — изменение баланса спроса и предложения. Так, например, в конце любого месяца в России в силу налоговых выплат формируется повышенный спрос на рубли. Это приводит к снижение обменного курса иностранных валют. Пример — 28 мая, на которое пришелся пик выплат. Кроме этого, весь май курс рубля укреплялся в силу дошедшего до российского валютного рынка предложения валюты после высоких цен на нефть в январе-феврале 2024 года. Прошло два-три месяца, и валюта пришла на рынок. С началом июня эти факторы минимизируются, и мы можем увидеть некоторое ослабление рубля. Как это отразится на белорусском валютном рынке?
Что в Беларуси
В целом за май обменный курс доллара снизился на 1,44 %. В пике 28 мая величина снижения составляла -2,71 %. К закрытию месяца «американец» немного успел восстановиться: 31 мая зафиксирован курс 3,2082 рубля за единицу. Еще одна примечательная цифра месяца — последнюю декаду на белорусском рынке торговался рекордный объем доллара за последние полтора года: 248,7 млн долларов за восемь торговых сессий.
Российский рубль на белорусском валютном рынке в это же время вырос в цене на 2,15 %. С начала года изменение курса перешло к росту и составляет +1,71 %. Закрытие мая прошло со значением 3,5588 белорусских за 100 российских рублей. Максимум мая — 3,5811 за 100 российских.
Впереди июнь, и с большой вероятностью все основные тенденции формирования курса валют отработали в прошлом месяце. Возможны незначительные изменения, но, при условии отсутствия резких новостей, курс доллара может минимальными темпами идти вверх. На белорусском валютном рынке это может привести к повышению курса до 3,2250–3,240 рубля за единицу. Российский рубль при этом плавно снижается. Но, вероятнее всего, не уйдет ниже 3,5 за 100 российских.