Найти тему
Петля времени

Влияние на массовое сознание: почему женщины стали массово покупать сигареты

31 марта 1929 года в прохладный солнечный день в Нью-Йорке проходило традиционное пасхальное шествие. Празднично одетые люди, улыбки, смех, болтовня, ощущение праздника и весны. Но в этот раз в шествии было кое-что необычное и возмутительное.

Среди веселых горожан шла группа молодых хорошо одетых женщин, которые курили сигареты. Одну за одной. Неслыханно!

В 1929 г курение среди женщин было не принято. Курящая на публике женщина ассоциировалась с чем-то предосудительным. Сигареты можно было представить в руках разве что сутенерши или проституток. Но тут с сигаретами шли приличные дамы.

*Курение вредит вашему здоровью!
*Курение вредит вашему здоровью!

Среди них были известные личности. Например, журналистка-активистка и борец за права женщин Рут Хейл. И она не просто курила, она призывала новых участниц, объясняя что курение — символ женской эмансипации, что женщины имеют такое же право курить, как и мужчины.

-3

Организатором шествия была еще одна молодая девушка по имени Берта Хант, до этого неизвестная в феминистский кругах. Тем не менее это именно она разослала нескольким женщинам телеграммы с призывом поучаствовать в пасхальном шествии. Первые строчки телеграмм гласили:

«В интересах равенства полов и для того, чтобы побороть еще одно гендерное табу, я и другие молодые женщины зажгут еще один факел свободы. Мы будем курить сигареты, проходя по Пятой Авеню в Пасхальное воскресенье»

Журналист газеты New York World подошел к Хант и спросил ее, как зародилась идея запустить такую необычную кампанию. Хант рассказала, что как-то шла по улице со своим знакомым, и он попросил ее затушить сигарету, так как она (сигарета) его смущала. «Я обсудила произошедшее со своими друзьями, и мы решили что настало время наконец что-то сделать с этой ситуацией» — рассказала Хант.

Репортажи об удивительной акции и фотографии с нее широко разошлись в прессе. А о поступке женщин написала даже знаменитая The New York Times. Огласка породила дискуссии о правах женщин и феминистическом движении в принципе, а также привела к росту продаж сигарет. Потому что женщины, до этого редко курившие, стали гораздо активнее покупать сигареты и курить их на публике.

И именно этот результат был истинной целью акции на Пасхальное воскресенье. Потому что настоящим организатором женского марша была вовсе не Берта Хант и даже не женщина. Автором мероприятия был Эдвард Бернейс — племянник Зигмунда Фрейда, психолог, журналист и отец современного маркетинга и пиара. Берта Хант была его секретаршей.

-4

Бернейс одним из первых придумал основывать рекламу не на технических характеристиках товаров, а на особенностях работы нашего мышления. Свои идеи и приемы он во многом черпал из работ своего знаменитого дяди, но также консультировался и с другими специалистами по закоулкам человеческого разума.

Например, словосочетание «факел свободы» Бернейсу подсказал психиатр по фамилии Брилл.

-5

«Сегодня эмансипация женщин подавила многие из их женственных желаний. Теперь больше женщин выполняют ту же работу, что и мужчины. Многие женщины не имеют детей. А те кто имеют, рожают их меньше. Женственные черты скрываются. Сигареты, которые ассоциируются с мужчинами, становятся этакими факелами свободы» — сказал Бернейсу Брилл. И из этого получился неплохой слоган «Факел свободы». Идея сработала.

Благодаря хорошо продуманной кампании, отличным фотографиям, о которых бернейс позаботился отдельно, и яркому слогану сигареты перестали быть просто товаром. Они начали ассоциироваться с большой и важной идеей —гендерным равенством и борьбой женщин за свои права. И Бернейс умудрился сделать сигареты одним из символов этой борьбы.

Права женщин Бернейса особенно не интересовали. Как не слишком они интересовали его жену и постоянную партнершу по бизнесу Дорис Флейшман.

Бернейс и Дорис.
Бернейс и Дорис.

Задачей Бернейса было повысить продажи сигарет среди женщин. А заказчиком был глава табачной компании American Tobacco Джордж Вашингтон Хилл.

Курение = похудение

«Факелы свободы» были не первой работой Бернейса в попытке приобщения женщин к табаку. Несколькими годами ранее он сдвинул продажи сигарет женщинам с мертвой точки по заказу все той же American Tobacco, запустив серию рекламных материалов, рассказывающих что сигареты — отличный способ похудеть. *Курение вредит вашему здоровью!

В 1920-е в Америке царила мода на стройность. И женщины были озабочены тем, как сбросить вес. «Тянись к Лаки, а не к сладостям» — гласил один из слоганов сигарет Lucky Strike.

Курение вредит вашему здоровью!
Курение вредит вашему здоровью!

Помимо прямой рекламы, Бернейс оплачивал появление в журналах вроде бы просветительских материалов. В них врачи рассказывали о том, какой вред наносит нашему организму сахар. Параллельно Бернейс продавал журналам фотографии худых моделей, чтобы поддерживать тренд на увлечение худобой.

Производители конфет и шоколада протестовали против утверждений о том, что сахар страшно вреден, и обвиняли табачников во лжи. Бернейс не пытался затыкать им рты. Он всячески приветствовал подобные споры, понимая что они привлекают внимание к сигаретам, и усиливают эмоциональный накал вокруг этой темы, что крайне важно.

Благодаря подобным усилия в этой и других рекламных кампаниях Бернейсу удалось стереть разницу между рекламой и новостным поводом.

Реклама = инфоповод

Привязать рекламу к тому, что реально волнует людей, или даже создать эти поводы для волнения — этот прием оказался невероятно эффективным. В истории с продвижением женского курения Бернейс сыграл на реально существующем и нарастающем в обществе напряжении, связанном с недопредставленностью женщин во всех сферах жизни и отсутствием у них многих важных прав.

Бернейс грамотно разыграл эту карту, сделав сигареты символом справедливой и обоснованной борьбы. Точно так же как до этого он связал сигареты со стройность и привлекательностью. Бернейс производил события, которые обывателям казались случайными. И эти события модифицировали поведение обывателей в соответствии с желанием клиента, который заказывал Бернейсу рекламную кампанию.

Как позже написал биограф Бернейса Лери Тай:

«Он создавал события. События создавали новости. А новости создавали спрос на то, что Бернейс в тот момент хотел продать»

«Его нанимали для того, чтобы продавать товары и услуги. Он продавал совершенно новые способы поведения, которые поначалу казались непонятными, но со временем приносили огромную прибыль его клиентам и переопределяли самую суть американской жизни»

И это было поистине так. Например, именно Бернейс создал тот самый «американский завтрак», который мы все сотни раз видели в фильмах. Это обсудим в следующей статье. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!