Найти тему
Владимир Ляшев

Смена парадигмы образования: от методик решения задач к методикам формулирования задач

Оглавление

С развитием искусственного интеллекта будущее образования должно быть сосредоточено на создании тех, кто формулирует проблемы, а не их решает!

На протяжении всей истории великие умы ускоряли процесс получения знаний, бросая вызов общепринятому мнению. Несмотря на этот факт, на протяжении тысячелетий основой наших систем образования было обучение наших детей тому, как решать проблемы. Это правда, что учение древнегреческого философа Сократа, например, призывало задавать правильные вопросы, а не заучивать ответы, но именно это и привело к тому, что он был приговорен к смертной казни. Стремительный рост развития генеративного искусственного интеллекта в наши дни заставляет нас переосмыслить то, как будут обучаться будущие поколения.

Если вы один из миллионов тех, кто имел возможность пользоваться чатом OpenAI, вы, возможно, уже поняли, что качество ответов, которые вам дают, зависит от качества вопросов, которые вы задаете. Другими словами, очевидно, что наиболее сложным аспектом получения нужных результатов с помощью ChatGPT является формулирование правильного вопроса, или "подсказки". Это говорит нам о том, что нам нужно уделять больше времени формулированию вопроса, поскольку получать ответ становится все проще и проще. Те, кто занимается исследованиями в области искусственного интеллекта, лучше, чем кто-либо другой, понимают, что важность этой концепции выходит далеко за рамки ChatGPT.

Усиление сократовского метода

Роль образования сегодня заключается в том, чтобы помочь учащимся развить способность формулировать правильные вопросы. Сократ стремился способствовать рождению идей и направлять людей в развитии их собственных мыслей с помощью майевтического метода, который развивал критическое мышление, так как заставлял задавать различные вопросы - доопределять задачу. Философ оставил после себя огромное интеллектуальное наследие, характеризующееся совместным диалогом, вопросами и рассуждениями. Взаимодействуя со студентами, преподаватели должны стремиться к формированию партнерских отношений, которые стимулируют критическое мышление и способствуют росту тех, кто формулирует проблемы (задачи). Педагоги также обнаружат, что ни один метод или инструмент, разработанный за последние 2500 лет, не смог активизировать и ускорить этот процесс так, как это может сделать искусственный интеллект.

ChatGPT представляет собой новое поколение мощных инструментов, которые изменят подход преподавателей к взаимодействию со студентами. Как носители идей, преподаватели будут поощрять студентов исследовать, задавать вопросы и генерировать новые формулировки проблем, в то время как ChatGPT и его последователи будут решать проблемы. Это, без сомнения, приведет к радикальным изменениям в наших системах образования.

От старых привычек трудно избавиться

К сожалению, люди тратят слишком много времени на решение проблем, в то время как ученые и философы знают, что правильные решения заключаются в правильной постановке задач, с которыми мы сталкиваемся. Как только проблема четко определена, решение часто оказывается простым.

‘Постановка задач" предполагает формирование у учащихся такого мышления, при котором им предлагается задавать вопросы, исследовать и создавать новые формулировки проблем. Вместо того, чтобы предлагать заранее определенные задачи для решения, преподаватели должны направлять учащихся в формулировании их собственных вопросов. Такой подход стимулирует критическое мышление, креативность и инновации. На самом деле, задать правильный вопрос - это ключ к успеху, и он может оказаться гораздо важнее, чем просто получить ответ.

Сегодня углубленные исследования в сфере высшего образования, такие как программы защиты докторских диссертаций, требуют пристального внимания к формулированию проблем. Путь получения степени доктора наук связан с определением актуальной и значимой проблемы, которую необходимо решить. Ценность этого уровня подготовки заключается не только в поиске решения, но и в формулировке самой проблемы. Некоторые студенты тратят большую часть своего времени на получение степени, пытаясь определить проблему, которую они хотят решить. Однако это не характерно для нашей системы образования в целом, особенно в последние десятилетия.

Экзамены должны перейти от простой оценки навыков решения задач к оценке качества формулировок задач, представленных учащимися. Оценивая студентов на основе актуальности и креативности их формулировок, мы будем поощрять их к глубокому мышлению и развивать культуру корректного формулирования задач, которые требуется решить. Изменение устоявшихся целей и практик проведения экзаменов - задача не из легких, но сегодня необходимы правильные методики для оценки навыков формулирования проблем.

Открываем будущее с помощью искусственного интеллекта

В будущем образование примет парадигму, в которой будут процветать те, кто корректно формулирует задачи. Инструменты искусственного интеллекта, такие как ChatGPT, помогут преподавателям развивать критическое мышление, креативность и навыки формулирования проблем у учащихся. Эти инструменты помогут в поиске решений, как только формулировка проблемы будет четко задана. Таким образом, искусственный интеллект также ускорит темпы внедрения инноваций, позволяя студентам сосредоточиться на самом интересном - задавать правильные вопросы!

В то же время, пока системы образования, учреждения и правительства договариваются о будущих изменениях, преподаватели должны рассматривать ChatGPT как своего партнера в классе. Партнерство между людьми и ИИ может быть в высшей степени синергичным и продуктивным, позволяя учащимся на протяжении всей жизни критически мыслить, корректно ставить задачи и вносить свой вклад в развитие общества.

Написано с помощью YaGPT. 25.04.2024 [ https://clck.ru/3B73aS ]