В 2011 году президент РФ Дмитрий Медведев отреагировал на катастрофу самолета Як-42 с хоккейной командой ярославского «Локомотива» и стенания антипромышленного лобби по поводу качества отечественных самолетов и ненужных расходов на отечественный авиапром, заявив:
«... правительство придется принять сложное решение по этому вопросу, так как продолжать в таких условиях невозможно. Жизнь человека – это главное, важнее всех остальных соображений, включая поддержку отечественного производителя. Это очевидно, мы должны поддерживать наших производителей. Если наши компании не справляются, нам нужно будет покупать самолеты за рубежом. Но это мы обсудим отдельно, я сформулирую нашу позицию и дам правительству соответствующее задание. Для этого потребуются дополнительные финансовые ресурсы. Мы должны разработать обширную программу».
В наш авиапром пронзительно прозвучали слова, напоминающие контрольный выстрел от киллера. Вместо обещаний поддержки и развития конструкторских бюро и авиазаводов, подготовки квалифицированных кадров, улучшения аэродромной инфраструктуры, мы услышали приговор. Предполагаемые средства собирались направить на поддержку иностранного авиапрома: американского, канадского, бразильского, европейского.
Стоит обратить внимание на тогдашний прогноз Airbus на следующие два десятилетия. По данным компании, российским авиакомпаниям потребуется более тысячи пассажирских лайнеров с общей стоимостью 95 миллиардов долларов. Исполнительный вице-президент Airbus заявил о намерении продать половину этого числа лайнеров нашим авиакомпаниям.
Кроме того, американский концерн Boeing также прогнозирует закупку более тысячи новых воздушных судов на территории России и стран СНГ в ближайшие двадцать лет. Возможно, Boeing рассчитывает на большую долю в этом объеме.
В 2011 году Владимир Тасун, директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса, заявил о запуске программы субсидирования процентной ставки по кредитам для российских авиакомпаний, берущих кредиты на покупку иностранных самолётов, начиная с 2012 года.
Поддержка также распространялась на финансовый лизинг,обеспечивая субсидирование лизинговой ставки и процентной ставки по кредитам для иностранных воздушных судов наравне с отечественными. Это открывало возможность для обновления парка самолётов под процентную ставку около 2-2,5%, вместо уровня около 10%.
По мнению Алексея Рогозина, главы «Центра развития транспортных технологий», самосознание постсоветской элиты находит свое отражение в взглядах Евгения Ясина, являющегося ученым с прогрессивными идеями. Вдохновленный своим пребыванием в США, Ясин решил рекомендовать действовать в соответствии с западными принципами.
Для либералов Запад представляется источником знаний и интеллекта, не похожим на угнетающий советский режим. Главный вывод заключается в том, что все блага, присутствующие на Западе, должны быть приняты и адаптированы на постсоветском пространстве.
В 1987 году в мире впервые полетел истребитель вертикального взлета и посадки Як-141, ставший первым сверхзвуковым самолетом такого типа. Американцы, получив доступ к технической документации в 2006 году, создали на его основе военный истребитель F-35, который сегодня является одним из наиболее популярных моделей в военной авиации и приносит прибыль компании Lockheed Martin. После закрытия проекта в 1992 году решено было приватизировать конструкторское бюро Яковлева.
На страницах журнала Lockheed Martin в 2016 году была опубликована информация о том, как истребитель F-35 разрабатывался исторически. Специалисты компании без лишнего зазрения просматривали документы КБ Яковлева, что позволило им улучшить свои модели.
Однако не так много информации о том, как эти два летательных аппаратов связаны, и все же есть общие черты в решениях, принятых при проектировании. Американские специалисты, проводившие исследования, признали, что они не скопировали идеи, но использовали опыт, накопленный ОКБ Яковлева, в процессе собственной разработки.
Согласно словам Алексея Рогозина, визит компании Lockheed со служащими США к КБ Яковлева и другим производителям авиационного оборудования был связан с внедрением технологий Яковлева. Финансирование было предоставлено "Яковлеву" для продвижения программы самолета с вертикальным взлетом и посадкой, несмотря на отсутствие заказов на Як-141.
В 1993 году НАСА представило документ, в котором говорится о том, что технологии, ранее считавшиеся секретными и использовавшиеся в оборонных целях США, стали открыты для продажи на международных авиасалонах. Покупателям предоставлялись возможности для проведения тестовых полетов. В этот период Lockheed Martin, крупнейший оборонный концерн, вложил средства в программу Як-141 с целью изучения инженерных решений советского происхождения.
По данным Task & Purpose, в 1991 году Lockheed Martin и другая фирма заключили соглашение о финансировании дополнительных прототипов, который оставалось секретом до 1995 года. Появилась гипотеза о том, что весь контракт был закулисным способом для получения информации по программе Як-141 через испытания.
Рогозин отмечает, что было тысячи таких ситуаций. С начала 90-х происходило ограбление Родины, и финансирование НИОКР резко упало. Одно ОКБ Яковлева насчитывало 4200 человек, а в 2011 году всего 311. В 2021 году их количество увеличилось до 585, но это все еще семь раз меньше, чем в годы СССР. Часть площадей на Ленинградском проспекте сдали под коммерческие нужды.
Именно тогда Николай Паничев, министр, получил лозунг от Гайдара: "Кому понадобится ваши д...мовые станки - мы все купим за рубежом". Этот ответ стал символом власти в тот момент.
Алексей Рогозин отмечает, что гайдаровцы в правительстве продолжают рассказывать о необходимости интеграции на мировые рынки, создании удобных условий для иностранного бизнеса и уменьшении вмешательства государства в экономику. Он также подчеркивает, что госпланирование, которое важно для развития высокотехнологичного производства, до сих пор остается запрещенным.
На совещании по развитию Самарской области в июне 2014 года прозвучало предложение о возобновлении производства самолётов Ил-114. Владимир Путин объявил об этом вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Правительство получило указание рассмотреть этот вопрос до 1 сентября. Минпромторг попросил Минобороны, авиакомпании и госзаказчиков оценить потребность в Ил-114.
28 июля, через два месяца, заместитель главы Минпромторга Юрий Слюсарь поделился мнением о нерентабельности возобновления производства регионального самолета Ил-114 в гражданской версии. Он отметил, что объем заказов на данный самолет не обеспечивает достаточных финансовых средств для успешной реализации проекта. Так чуть не загубили проект такого нужного для нашей страны регионального лайнера.