Наше время. Город Санкт-Петербург. Майор полиции Игорь Гром (Тихон Жизневский, «На игре», «Бременские музыканты») после победы над пародией на Павла Дурова в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор» продолжает вести борьбу с организованной преступностью.
Внезапно на сцене в роли злодея, эдакого бородатого фашистского доктора Менгеле, появляется народный артист Российской Федерации Константин Хабенский (все фильмы с ним и роли вы вспомните сами) и предлагает майору поиграть в «игру». В «игру» на жизнь ни в чем не повинных людей.
Можно много иронизировать на тему «как уже почти наши уделывают Marvel», но это действительно так. Смогли! Кинокомикс «Майор Гром» — это что-то вроде голливудских «Мстителей», но с нашей, родной спецификой. При этом очень качественно сделанной. И если к первой части многие относились скептически (хотя фильм-то был крепкий и нестыдный), то к сиквелу уже не подкопаешься — это как раз чисто голливудский случай, когда «сиквел оказывается круче оригинала».
Актер Жизневский в роли майора Грома, применяя приемы каратэ и бусидо, раскидывает руками десятки гадов и бандитов, смело использует травмат, а в особые моменты грозно поучает негодяев настоящим пистолетом (ну наш же, родной «Макаров» — как ему возразишь?).
Это выглядит настолько гармонично, что за дальнейший сюжет уже и не волнуешься. «Давай руду», — сидишь ты такой в кинотеатре и замечаешь еще хриплым голосом, обваленный до груди попкорном. И «руда» ведь идет, вот в чем прикол!
Как все происходит: майор бегает по городу в этой своей дебильной кепке. Бьет по роже разных негодяев, делает «кии-я» с вертухи и вообще ведет себя как типичный «марвеловский» персонаж.
Майор рулит. Майор самовыражается. Майор — орел! И все его штуки сходят с рук. Смотрится весь этот беспредел на одном дыхании. Некоторые сцены вроде массовой драки в тюрьме — это и вовсе уровень «Хранителей», даже не верится, что такое кино сняли у нас.
Один из главных героев фильма — город Санкт-Петербург (он же Петроград, он же Ленинград — как не назови, суть не меняется). Взрывающийся «Эрмитаж», драки в зассанных кабыздохами питерских «дворах-колодцах», кадры проезда по набережным, а эти невероятные виды с проржавевших крыш!..
Таким же ровно образом в Голливуде уже много десятилетий воспевают Нью-Йорк (давайте вспомним «Таксиста» Скорсезе, сериал «Друзья», который признан всеми, всегда и везде, ну да хотя бы «Один дома 2» Криса Коламбуса). После этих фильмов сразу хочется поехать в город и жадно осмотреть все на месте самому.
В русской культуре во все времена было много разных «Петербургов». Мрачный и промозглый «Петербург Достоевского». Пьяненький и солнечный «Петербург Сергея Шнурова». Теперь вот появился еще и «ментовский Петербург майора Грома».
Новый «Гром» — это гимн и самая лучшая агитационная открытка Питеру. Настолько там все чистенько, убрано, красиво, захватывающе и интригующе (но при этом со своим фирменным флером), что сразу хочется сорваться с колес из родного Балаково и двинуть по окончании школы сразу туда, а не в эту толстожопую и зажравшуюся провинциальную мамку Москву. Кино про майора в кепке буквально как этнографическая открытка — «все места, что обязательно нужно посетить при поездке во вторую столицу».
Сегодня в России, при всем уважении, снимают в разы больше, чем двадцать лет назад. Но при этом нужно понимать, что главный летний блокбастер, как и все наши качественные фильмы последних лет создан действительно «с превозмоганием». Продюсер, соавтор сценария, как и идейный вдохновитель оригинальных комиксов — Артем Габрелянов, сын того самого Арама Ашотовича Габрелянова, основателя Life News, страшного токсика и персонажа великой журналистской летучки (нагуглите при случае) про «***** сидят, *****. Что ни возьмешь — все в жопе, КРОМЕ ЗАРПЛАТ!»
В какой-то момент отец выделил сыну «лям» долларов под соусом «на твои интересы, только делом займись». И Артем занялся, да еще как! Буквально на пустом месте сделал главное издательство комиксов в России. Хотя у нас «в самой читающей стране в мире» и относились к этому жанру всегда иронично.
Издательство вдруг пошло в гору. Габрелянов-старший продолжал публично ругаться на федеральных каналах, а младший выпускал очуменные комиксы: и издавал на русском американские, и сотрудничал с авторами и художниками, чтобы создавать свой уникальный продукт. Из этого вселенского бульона и родился «Майор Гром». Наш «Бэтмен в кепке». Русский народный герой, который и Эрмитаж взорвет, и Хабенскому при случае морду набьет.
В это удивительно поверить, но почти двадцати лет застоя у нас наконец-то научились снимать не только чернуху и фестивальные фильмы, а действительно не стыдное массовое кино. Взять последние полгода: отличная кино-фантастика «Сто лет тому вперед». Очень неплохая постановка непростой классической книги — «Мастер и Маргарита». Теперь вот кино-комикс «Майор Гром».
И хотя тут нет каких-то звездных актеров (Хабенский не в счет, он сейчас в каждой бочке затычка), ну и спецэффекты — ладно, признаем, на Западе все же умеют на голову выше. Зато есть ярость, молодость и все атрибуты шикарного кино-аттракциона. Тут бесполезно пересказывать сюжет — ну комикс и комикс, заостряться на игре актеров — ну играют и играют. А все остальное — это невольный рассказ в духе «а тот ему — бац!, а этот ему — бум! и пулемет — тра-та-та!, а на фоне такое все — ба-ба-бах!!!». Ну так, примерно, в девяностых дети пересказывали друг другу содержание очередного боевика с Жаном Клодом Ван-Даммом и Джеки Чаном. Главное, что оторваться решительно невозможно!
И несмотря на лютый хронометраж (почти три часа), смотрится «Майор» на одном дыхании, а на выходе из кинотеатра за наших распирает гордость. Замечательное кино, обязательно при случае сходите посмотреть.