Родители, которые учились в советское время, постоянно сравнивают, как было и как стало. И неудивительно, я сама сравниваю, так как учила детей тогда и теперь. Поэтому могу сказать, что учитель не изменился. Если он раньше ответственно подходил к своему дело, то и сейчас продолжает. Но изменилось время, общество, отношение людей к учителям. Исчезло уважение, престиж, инструменты влияния на детей и родителей. Про достойную зарплату и говорить не хочется. И на смену старой гвардии пришли другие учителя.
Идёт смена поколений учителей, учеников, родителей. Процесс этот естественный. Но, не торопится молодёжь идти в школу по многим причинам. Смогут ли они соответствовать требованиям современной школы и где их вообще взять? Очереди из желающих работать по призванию нет.
Наша подписчица Маргарита вспоминает советские годы:
- Я училась в советское время в сельской школе, собирающей детей почти из десятка деревень. Учились без Рособрнадзора. И, знаете, из "бесРособррнадзорных" школьников неплохие люди выросли, а "бесРособрнадзорные" учителя спокойно и в людском уважении до пенсии доработали.
И добавить нечего. Работали учителя тогда спокойно и спокойно учили детей. Приходили иногда на урок проверяющие из районо, но это было редко. Урок посмотрят и сделают вывод о работе учителя и класса. Никаких бумажек им не надо было, чтобы оценить работу учителя.
Ну разве что пролистают конспект урока. А уж если совет дадут или рекомендацию, никто не обижался. Это их работа.
А сейчас что? Бумажка на бумажке и бумажкой погоняет. Теперь ещё все эти бумажки в электронном виде надо хранить и при необходимости отправлять по нужному и ненужному адресам.
А конспекты уроков теперь в интернете надо выкладывать, делиться опытом. У нас вот пилотная школа и по ФГОС мы начали работать с 2010 года. Так к нам директора со всего района и области ездили посетить уроки. А на курсах говорили одно и то же, одни общепринятые фразы. Так что, самим приходилось вникать, а потом обучать других.
Уроки наши по ФГОС странным образом копировали и выставляли за свои. Не представляете, сколько раз я встречала свои конспекты уроков у учителей разных регионов. Даже ничего не меняя, выдавали за свои. Что это? Повсеместно такое было.
Успешными стали те учителя, которые подсуетились здесь, списали там, выдали чужую идею за свою тут. И вот вам учитель новой формации. Всё знает, всё умеет, хорошо смотрится на сцене, фотогеничный и успешный. А "тёмные лошадки" пусть продолжают делать своё дело, их никто не видит, они не пиарятся, они просто сеют доброе, разумное, вечное.
Ну и так далее. Говорить на эту тему можно вечно. Может не сравнивать советское время с нынешним? Прошлое вряд ли вернётся. Новое поколение учителей работать так, как раньше, не смогут, им мешают. Новое поколение учеников ищут, где бы как бы что-нибудь списать, лёгкие пути ищут. А родители им в этом помогают.
- А вы как считаете, когда учителя работали с большей отдачей, тогда или сейчас?