Найти в Дзене
Географ и глобус

6 регионов России, в которых нет железных дорог

Оглавление

То, что таких регионов всего шесть, уже само по себе удивительно, ведь 60% территории России находится во власти вечной мерзлоты, и строительство на мерзлом грунте железнодорожного полотна сопряжено с большими техническими трудностями. И пусть в современное время технология уже отработана, зато встает другой вопрос — зачем? Стоит ли тянуть нитку стальной колеи в те регионы, где плотность населения составляет 1 человек на 14 квадратных километров?

В таких местах, конечно, строительство железной дороги экономически неоправданно. Разве что для вывоза полезных ископаемых. Но на Чукотке их не так уж и много в масштабах страны. Этот очевидный регион и откроет список субъектов РФ, где железных дорог не было и нет.

1. Чукотский автономный округ

Железных дорог на Чукотке нет, а вот вагоны имеются. Фото сделано в г. Певек, автор: канал Дзен «ЖЖитель: путешествия и авиация»
Железных дорог на Чукотке нет, а вот вагоны имеются. Фото сделано в г. Певек, автор: канал Дзен «ЖЖитель: путешествия и авиация»

Именно в этом регионе России самая маленькая плотность населения, что делает строительство железной дороги совершенно неэффективным мероприятием. Однако планы такие имелись. И не у царских инженеров и сталинских проектировщиков. А в современное время, когда возобновили строительство стальной колеи от БАМа до Якутска. Продлить железку от Якутска до Анадыря с выходом к Берингову проливу — от такой перспективы захватывало дух. Реальность же заключается в том, что даже мост через Лену в районе Якутска вот уже второй десяток лет не могут построить, какая уж тут железная дорога?

География и рельеф Чукотки таковы, что строительству дороги мешает буквально всё: водоразделы, горные массивы, болотистые места и замерзшая тундра. В качестве примера нереальной сложности строительства можно привести автомобильную трассу «Колыма — Анадырь» протяженностью 2,8 тысячи километров, прокладка которой началась в 2012-м. К 2018 году сделали всего 25 километров. В данный момент стройка заморожена — нет денег, нет перспектив.

2. Магаданская область

Железную дорогу до Магадана оценили в 3 триллиона рублей/ © kolyma.ru
Железную дорогу до Магадана оценили в 3 триллиона рублей/ © kolyma.ru

В РЖД имеется весьма интересная программа — транспортная стратегия-2035. По ней строительство железной дороги от Якутска до Магадана должно обойтись в 3 триллиона рублей. И в отличие от тундровых «замков на песке» в Чукотке, дорога до Магадана — технически достижимая цель. В 2024 году по планам должна начаться разработка технико-экономического обоснования первого этапа строительства.

Ну а что касается дня сегодняшнего, то от железных дорог Магаданской области уже ничего не осталось. Да, они имелись и назывались общим словом «лесовозные». Сеть узкоколеек в окрестностях Магадана в 50-х годах была довольно плотная, общая протяженность достигала 200 километров. Помимо того, что по ним вывозили уголь и лес, шел поток грузов (снабжение) в обратном направлении. Да что там грузы, если в предвоенные годы по лесовозным дорогам Магаданской области возили отдыхающих на природу. Однако все узкоколейки были закрыты в конце 50-х годов, и память о железнодорожном прошлом осталась лишь в названиях переулков в Магадане: 1-и, 2-й и 3-й Железнодорожные.

3. Камчатский край

Железная дорога на Камчатку — это утопия, считают власти региона
Железная дорога на Камчатку — это утопия, считают власти региона

Вышеозначенная стратегия развития РЖД Камчатку в качестве региона, куда дотянется стальная колея, не называет. Однако проект трассы до Петропавловска-Камчатского существует. Ленско-Камчатская магистраль должна стать естественным продолжением трассы до Магадана. Проектом предполагается строительство дороги вдоль берега Охотского моря, а дальше по восточному побережью Камчатки до ее столицы. Общая протяженность трассы — 5 тысяч километров.

Схему представили в 2009 году, на что действующий глава Камчатки назвал ее «фантастической идеей», сравнив с утопическим проектом магистрали на Аляску или тоннелем Сахалин — Япония (такой имелся в планах). И дело тут даже не в технических трудностях, а в том, что для существования железной дороги в регионе нет ни пассажирской, ни грузовой базы. Проще говоря, нечего и некого возить.

4. Республика Тыва

В. Путин забивает золотой костыль будущей дороги «Кызыл — Курагино», 2011 год/ © РИА Новости
В. Путин забивает золотой костыль будущей дороги «Кызыл — Курагино», 2011 год/ © РИА Новости

Из далекого северо-востока перемещаемся на юг к отрогам Саянских гор. Тыва — единственный российский регион, который ближе всего подошел к реализации железнодорожного сообщения с «большой землей». Дорогу здесь не построили, потому как Тыва до 1944 года была де-юре независимой республикой, небогатой по бюджету. Проложить магистраль собственными силами она не могла, а после вхождения в состав СССР цели такой инженеры не ставили. Причина, как и в случае с Камчаткой, заключалась в отсутствии грузов к вывозу.

Однако в 2000-х годах всё поменялось. Был разработан проект 400-километровой трассы от станции Курагино в Красноярском крае до столицы Тывы города Кызыла. И вроде бы все согласования прошли, одобрения получили, даже В. Путин в 2011 году самолично вбил золотой символический костыль в шпалу около Кызыла. Но как проложили в 2012 году один километр пути, так он и ржавеет в настоящее время, смотря обрубками рельсов в сторону Красноярского края.

Причины просты: первая — нет денег; вторая — тувинский уголь дорог по добыче, а с учетом перевозки его цена будет неконкурентоспособна. Итог: в 2021 году Правительство РФ распорядилось заморозить стройку до 2026 года.

5. Республика Алтай

Проектом предполагается строительство магистрали вдоль левого берега Катуни
Проектом предполагается строительство магистрали вдоль левого берега Катуни

Горный Алтай — одно из самых популярных туристических мест России. Добираться туда несложно: либо на машине по хорошей трассе, либо самолетом в Горно-Алтайск. Зачем региону нужна еще железная дорога, если и так все хорошо?

Оказывается, нужна, и проекты 120-километровой магистрали от Бийска до Горно-Алтайска прорабатывались еще с царских времен. Но вначале помешала Первая мировая война, затем Гражданская, потом проект отложили до лучших времен, внезапно поняв, что малонаселенному Горному Алтаю стальная колея в общем-то и ни к чему. Лишь развитие туризма в регионе вернуло советских инженеров к проекту дороги вдоль русла реки Катунь.

120 километров в масштабах Сибири — это пустяк. Проект разработали и утвердили, однако строительство так и не начали. Вернулись к обсуждению в 2007 году, но завязли в спорах о том, как должна пройти дорога — напрямую в Горно-Алтайск или с ответвлениями в Белокуриху и к игровой зоне «Сибирская монета». Меняются губернаторы, уходят на пенсию проектировщики, а «рабочие группы» все обсуждают и оценивают варианты. Может, это и хорошо, ибо уникальной природе Алтая стальная магистраль только повредит.

6. Ненецкий автономный округ

Проект магистрали от ненецкого поселка Индига, которому еще только предстоит стать глубоководным портом/ © dvinatoday.ru
Проект магистрали от ненецкого поселка Индига, которому еще только предстоит стать глубоководным портом/ © dvinatoday.ru

Это единственный регион европейской части России, где нет железной дороги. А ведь она здесь нужна, так как в недрах Ненецкого АО находятся разведанные запасы нефти и газа. Однако до недавнего времени регион твердого автомобильного сообщения не имел, чего уж говорить о железнодорожном. В 2023 году ввели в эксплуатацию трассу от Нарьян-Мара до Усинска, которая связала округ с «большой землей». Теперь настал черед стальной магистрали.

Собственно, для транспортировки углеводородов она не нужна, а вот для подвоза грузов к месторождениям — очень даже. А если еще построить глубоководный порт в ненецком поселке Индига на берегу Баранцева моря, то значение магистрали возрастает многократно. Собственно, проект такой имеется. Он называется Баренцкомур (Баренцево море — Коми — Урал) и предполагает строительство магистрали от будущего порта Индиги (Ненецкий АО) до Сургута.

Дорога признана перспективной, и ее строительство заложено в стратегию развития РЖД до 2035 года. Так что не исключено, что когда-нибудь ненецкие оленеводы будут гонять свои стада через рельсы, как это делают сейчас их ямальские соседи через самую северную в мире железную дорогу 👇:

(При написании статьи использовались материалы с сайтов: railway-archive; rbth.ru; kolymastory.ru; prochukotku.ru)