Скажите, дорогие друзья и гости канала, а Вы часто беседуете со своими детьми по душам? На любую тему? Ведь это на самом деле так увлекательно, в каком бы возрасте наши детки не находились. Мне кажется, у нас такие беседы стали традиционными с того самого момента, как мои девчата научились разговаривать. На днях одна моя дочь, студентка, спросила меня, а был ли во время моей учебы в институте ... "харассмент", хоть в каком-то виде?
А то ?!!! Всё у нас было, всё, как и у других людей. Мы говорили с дочерью долго. Потом я спросила себя, может быть, кому-то из читателей эта тема тоже знакома или кажется заслуживающей внимания. Кто-то, вспомнив, улыбнется, кто-то, возможно, расскажет, как решил эту проблему в свое время, как говорится, меньшей кровью (простите, снова меня уносит куда-то в криминал, хотя это не совсем то, о чем я хотела сегодня рассказать). Словом, предлагаю Вам накануне выходных этот рассказ, который мне, на самом деле, очень хотелось назвать примерно так : " Страшное слово на букву "Х". Но потом поняла, что это может быть "шокирующий" кого-то контент, и на ум пришло название нейтральное, даже где-то скучноватое. Но обещаю, что на самом деле скучно Вам не будет, особенно, если Вы были студентом.
Итак, поехали.
Я всегда удивлялась свойствам человеческой памяти. Не только у меня одной было такое, и другие наши студенты рассказывали примерно то же самое. Говорят, что перед смертью не надышишься (ой, снова понесло не туда). Но попробовать можно. Бывало на сессии : уже не могу что-то учить, пересказывать, стараться что-то запомнить, или заучить наизусть. Просто устала, а завтра с утра экзамен. Поэтому читаю все подряд, просто читаю, даже не особо стараюсь запомнить. Утром встала : в голове все перепуталось, ничего не помню. Пришла на зачет или экзамен, взяла билет, села за стол, прочитала вопрос, постаралась сосредоточиться... И вдруг "поперла" информация, вспоминаю много разных подробностей. Вышла отвечать, рассказала, по ходу рассказа припомнила еще какие-то нюансы. Похвалил преподаватель, похвалила и сама себя. На следующий день, если этот предмет не профильный, - все благополучно забыла, как будто и не учила. Или, по крайней мере, мне показалось, что я забыла, как будто взяла всю информацию и "заархивировала", только не в компьютере, а у себя в голове. И пароль "забыла".
Но не со всеми предметами было так. Возможно, здесь играла огромную роль и личность самого преподавателя. Взять, к примеру, такой предмет: "Устное народное творчество". Его вел мужчина с редким именем и с довольно распространенной фамилией : Панкрат Селиверстович Иванов.
Спереди это - пожилой человек, среднего роста и почти совсем лысенький. А сзади – лысинка видна, но - красавец, хоть куда, с красивой формой черепа, с отличной спортивной фигурой, несмотря на очень пожилой возраст, с гордой осанкой. Как говорится, сзади - пионер, а спереди - пенсионер. Мы, студенты нашей группы, его любили. Не знаю, чем он так не нравился своим коллегам, чем расстраивал или допекал их, но примерно раз в месяц на доске объявлений, на первом этаже, напротив ректорского кабинета, вывешивали большой лист ватмана, на котором черным и красным по белому было написано, что в институте назначено партийное собрание (это черным). А последним пунктом очень часто было : «Обсуждение поведения Иванова П.С..» (эту фразу писали красной краской). Как будто наш старичок-пионер регулярно делал что-то нехорошее, а красный цвет – цвет стыда, или призыв к раскаянию.
Поскольку за время учебы в институте мы подобное объявление видели неоднократно, то можно предположить, что наш преподаватель делал ту самую свою шкоду, за которую его осуждали и ругали, снова и снова. Никто нам подробностей не рассказывал, членов КПСС среди наших знакомых студентов не было. Поэтому, что там происходило на этих собраниях - не знал никто. А сам Панкрат Селиверстович тоже молчал , как будто то объявление его и не касалось.
Летом, когда наступали каникулы, он ездил в какие-то экспедиции, часто связанные с некими историческими местами, на территории России, и всегда очень интересно рассказывал об этом. Вдобавок, П.С. был эмоционален, артистичен, передавал нам все события в лицах, как будто разыгрывал перед нами целый спектакль. Такое долго не забудешь! Мы были в восторге. Слушать и смотреть на него было – одно удовольствие. Поэтому мы часто просили его рассказать что-то еще, где он побывал до того, как мы пришли учиться в институт. А он никогда нам не отказывал. Но и мы его никогда не подводили. На его занятиях была самая высокая посещаемость, и никто никогда не спал, не играл в карты, не кидался бумажками, не затевал потасовок, не вел посторонних разговоров, не рисовал шаржи на преподавателя и одногруппников и т.п..
Еще веселее было на экзамене. В зависимости от того, какие вопросы попались в вытянутом билете, мы должны были рассказывать сказки, читать стихи, играть в "ладушки" и "море волнуется раз...", петь песни. И не все они были только литературного содержания. Я вытянула вопрос о частушках и народных песнях, и пошла отвечать, кажется, третьей. Пришлось петь. Но голосок у меня - не особо сильный, и какой-то жалобный (был). Наверное, поэтому П.С. решил меня поддержать, и вот мы уже вместе с ним поем на два голоса "про любовь", "сиротские" песни и "городские романсы" неизвестных авторов. Одногруппницы стали нам подпевать. За одной песней или частушкой тянется другая. Потом мы даже счет времени потеряли. Уже расходиться не хотелось никому. Просидели и пропели в аудитории почти два часа. Вместе и посмеялись, и поплакали. Все, кто с нами пел, получили по пятерке, их по билету П.С. и не спрашивал. На прощание, расписавшись в наших зачетках и вытирая белоснежным платочком влажные глаза, он сказал :
- Эх, девчата, почему же мы с вами так душевно не сидели раньше? Почему только на этом экзамене так случилось? Я бы еще поучил вас годик - другой!
- Не расстраивайтесь, Панкрат Селиверстович, будут у вас новые курсы, новые студенты!
- Таких, как вы - не было никогда и уже не будет ! В будущем году я уезжаю, меня позвали в Ленинград . Буду там в .... университете преподавать... Ну ладно, зовите следующих, кто там в коридоре ждет...
Уже много позже от кого-то из знакомых я услышала, что П.С. никогда не был женат. Детей нет. Ну, не срослось у него. Но он был очень эмоциональным и легко увлекающимся человеком. Влюблялся в своих студенток, и иногда тяжко вздыхал в их присутствии, издавая, поистине, душераздирающие звуки, но не смея признаться. А хуже всего то, что иногда начинал ходить за своей пассией буквально по пятам, но близко не подходил и никогда не приставал. Просто, идет девушка в кино, одна или с друзьями - и он идет туда же, она в магазин или в библиотеку - и он за нею следом. Иногда подбирал себе на память случайно упавшую заколку или брал забытую расческу. Все это действовало на нервы, и поэтому на него жаловались руководству института. Но жаловались не только "объекты безответной страсти", но и другие студентки, кто ему не нравился, из чистой зависти. П.С., принимая зачеты и экзамены у тех, кто ему симпатичен, был пристрастен. Очередной своей любимице, просто за прекрасные глаза, он ставил зачет или пятерку за экзамен, практически даже не спрашивая по билету. А всех остальных - спрашивал, и слушал очень внимательно, но лишний раз не придирался. В принципе, его ведь тоже слушали на лекциях очень внимательно, занятия не прогуливали. Поэтому у П.С. всегда было много "пятерочников". Но все равно кто-то оставался недовольным. Сами студенты считали, что не имел пятерку по УНТ только совсем ленивый или законченный прогульщик.
Не все наши преподаватели были такими доброжелательными и милыми.
В институте были и такие предметы, которые воспринимались, как что-то ненужное, что просто осложняет программу, крадет учебное время. Например, история КПСС, диалектический материализм, научный атеизм. Возможно, у меня просто не философский склад ума, но слушать лекции по этим предметам не только мне было невыносимо скучно. Нас часто клонило в сон, особенно, в пасмурные дни. А поскольку пасмурных дней в городе было во много раз больше, чем солнечных, и зимой, и летом, то аудитория скучающих, постоянно зевающих и даже иногда похрапывающих (не все наши пацаны и девчата героически побеждали в борьбе со сном) студентов, была для преподавателей вышеперечисленных дисциплин, наверное, большим разочарованием. Надо отдать им должное, каждый изгалялся, как мог, лишь бы заставить наши бедные сонные головы хоть как-то работать, ведь им же потом экзамены у нас принимать.
Кое-что происходящее иногда заставляло взбодриться и не позволяло расслабиться и окончательно потерять бдительность. Мы из последних сил держались, прикрывали зевающий рот и писали, писали за лектором, чисто автоматически. Однажды старшекурсники по секрету рассказали :
- Преподаватель по истории КПСС, Юрий Иванович Х-ко, очень любит «заваливать» на экзамене молоденьких студенток. Специально!
- Вы не шутите? Разве такое возможно?
Нет, это не было шуткой. Все это, якобы, Юрий Иванович делал для того, чтобы пригласить девушку на персональную пересдачу. Поэтому нам посоветовали ни в коем случае его лекции не пропускать, а если пропуск есть – переписать у кого-нибудь из одногруппников такую лекцию красивым понятным почерком, можно дополнить цитатами, если их использовал наш уважаемый лектор, и обязательно показать ему после очередного занятия, чтобы он сделал себе отметку. Но ходить на лекции нужно в любом случае : просто прочитать толстенный, скучный учебник только за два дня перед экзаменом - это нереально. Нам также советовали одеваться как-то попроще, не краситься, стараться не привлекать к себе его внимание.
- А если уж вы на экзамене начали «плавать», срочно вспоминайте все знакомые цитаты из выступления генерального секретаря на последнем партийном съезде, и соглашайтесь даже на «тройку», лишь бы он не предложил пересдачу, - учили и уверяли нас опытные старшекурсницы.
Продолжение следует...
Этот текст был впервые опубликован на моем канале "Лана Орловская. Солнце на парусах" на платформе "Яндекс Дзен" 07.06.2024 года. Копирование или иное использование текста, в том числе, его озвучка, без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО.
#рассказ#повесть#криминал#уголовное дело#мошенничество#преступление