Сегодня
Один из лучших советских мультфильмов вышел аж 56 лет тому назад! Только представьте себе - 56 лет! Малыш уже дедушка и играет с внуками, а Карлсон... А Карлсон по-прежнему "мужчина в самом расцвете сил". Многие из юных зрителей сначала посмотрели мультфильм и только потом ознакомились с книгой, и бы неприятно удивлены. Потому что книги про Карлсона сосем не такие озорные и зажигательные, как мультипликационная версия. Это как раз тот случай, когда из довольно размеренного источника сделали замечательную экранизацию.
Создатели мультфильма автор сценария Борис Абрамович Ларин и режиссер Борис Павлович Степанцев как будто отжали книгу на максимальных оборотах, выгнав из нее сю воду и оставив самое важное. А итоге в 40 минут экранного времени им удалось вместить содержание двух книг. В результате в сценарии остались только ключевые персонажи и самые яркие события. Мультфильм получился весёлый, хулиганистый, зажигательный.
В книге Карлсон не очень приятный персонаж, не сказать хуже. Он очень эгоистичен, называет себя мужчиной, но поведение у него как у пятилетки. Он хулиганит, но всё время подставляет Малыша, и тому постоянно влетает от родителей - в книге он отрицательны персонаж. "Наш" Карлсон совсем не то что "ихний". Он значительно добрее, он милый, хоть и любитель пошалить, а его шалости не несут в себе злости. Может быть, на рафинированно положительного героя он не тянет, но назвать его отрицательным уж точно нельзя. Он, скорее, старший друг, подыгрывающий ребенку. А еще он обрусел. Если в книге его любимые блюда это мясные тефтели и торт со сливками, то в советской экранизации его любимым блюдом стало варенье (а книге оно вообще не упоминается). А всё потому, что тефтели для советского зрителя это было как-то не особо понятно, а вот варенье это наше, родное, в каждом доме есть. Но и это еще не всё. Помните фееричный выход Карлсона из шкафа во второй части? Ну так вот - это отсылка к нашему знаменитому певцу Фёдору Шаляпину. У него было такое пальто с объемным воротником, да и цилиндр он тоже носил. А выходит Карлсон из шкафа под музыку "Вдоль по Питерской", песни, которую создал шаляпин и сделал известной всему миру.
О музыке в целом: ее написал тогда только-только начинавший композитор Геннадий Гладков. Кроме его композиций, использовали мелодию "House of Horrors" Мерва Гриффина (1962), представляющую собой микс мелодий из "Пляски смерти" Сен-Санса и траурного марша Шопена. Кстати, мой любимый эпизод в мультфильмах - как Карлсон пугает воришек, переодевшись "диким, но симпатишным привидением".
Сильно отличается и образ Малыша. В книге он не столь одинок, тогда как наш мультфильм просто пронизан щемящим чувством одиночества. Мир вокруг Малыша монохромно-серый и начинает играть красками только когда появляется Карлсон.
Отдельно хочется сказать о б актерах, озвучивавших главные роли. За Малыша говорила Клара Румянова, за Карлсона (а заодно еще и за Папу, и за диктора телевидения) - Василий Ливанов. Ну и конечно неподражаемая Фаина Раневская, чьим голосом говорила фрёкен Бок. Многие думают, что озвучивание проводится в последнюю очередь. Но это не так, если речь идет об анимации. При создании мультипликационного фильма сначала записывают звуковой ряд и только потом рисуют под него визуал, иначе художники не попадут в артикуляцию. Именно по этой причине частенько персонажи в мультфильмах напоминают актеров, их озвучивавших. Говорят, что когда Раневская увидела свою героиню на эскизах, она сказала: "Неужели я такая страшная?"
А фразы, которые ушли в народ?
- А мы тут плюшками балуемся…
- Спокойствие, только спокойствие!
- А кого здесь надо воспитывать?
- Ну вот. Говорили мне не смотреть на ночь телевизор. Вот вам, пожалуйста!
- Я сошла с ума! Какая досада...
- Ух, какая мука воспитывать!
- Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов!
- Так это вы таскали мои плюшки?!
- Как же так? Ботинок есть, а ребенка в нём нет…
- А у вас молоко убежало!
- Он улетел! Но обещал вернуться...
А вы знали, что в психиатрии существует синдром Карлсона? Этот диагноз ставят детям, придумывающим себе воображаемых друзей.