6 июня 225 лет со дня рождения русского поэта Александра Пушкина. В советском и российском кинематографе его сыграли десятки актёров. Вспоминаем некоторых из них.
Впервые в российском кинематографе образ поэта появился в 1910 году в пятиминутной немой короткометражке режиссёра Василия Гончарова «Жизнь и смерть Пушкина», где его сыграли сразу два человека: мальчик Владимир Марков (в младенчестве) и артист Владимир Кривцов. Эта картина была создана по заказу французской компании «Gaumont».
Сюжет представляет собой некие кинозарисовки к отдельным моментам жизни Александра Сергеевича: маленький Саша с няней, лицеист Пушкин читает свои стихи Державину. Жуковскому, Карамзину, Гоголю, Грибоедову, Крылову... А ещё: Пушкин на аудиенции у императора Николая I, на званном вечере, где поэт вызывает на дуэль Дантеса, сам поединок на Чёрной речке. И, наконец, Александр Сергеевич получает письменное прощение от Николая I и умирает.
«Юного Сашу играл толстый актёр с приклеенным носом и бакенбардами «под Пушкина». Появляясь при дворе, поэт угодливо кланялся вельможам без разбора чинов и возраста. В гостях у Пушкина 1830 года можно видеть рядом с ним уже убитого Александра Грибоедова и Николая Гоголя, с которым поэт ещё не был знаком. Посещение Пушкиным, с портфелем под мышкой, государя Николая I заканчивалось поцелуями рук монарха. Убогость технических средств, декларативное невежество, историческая ложь, - всё это создало фильму самую дурную репутацию на десятки лет. На редкость пошлое и лживое действо, марающее грязью нашего великого соотечественника», - так отзывались об этой короткометражке критики.
О судьбе актёра Владимира Кривцова, который играл Пушкина известно мало. После роли поэта он сыграл в кино Наполеона, ещё несколько ролей, но больше играл на сцене в провинциальных театрах.
Первый полнометражный фильм о Пушкине (с музыкой, но опять же без слов, с титрами) - «Поэт и царь» режиссёра Владимира Гардина вышел в 1927 году. Главную роль в нем сыграл актёр и соавтор сценария Евгений Червяков. Это историко-биографическая драма, снятая на Ленинградской киностудии посвящена последним дням жизни поэта. Вкратце: царь Николай I увлечён женой Александра Пушкина Гончаровой. Пытаясь это скрыть, государь покровительствует сближению Натали с офицером Дантесом. Царский двор сплетничает о связи Натали с французом. Эти слухи доходят до Пушкина и он посылает Дантесу вызов.
Почти десять месяцев режиссёр трудился над фильмом. Изучил архивы Пушкинского Дома Литературного института при Академии наук СССР, посетил исторические места, связанные с последними днями поэта. Провёл колоссальную работу по актёрским пробам, - даже для массовки отбирал одного статиста из ста. Чтобы посмотреть картину, люди выстраивались в очереди. А вот критика фильм не приняла. Например, Владимир Маяковский назвал его «потрафлением самому пошлому представлению о поэте». Авторов фильма упрекали в том, что они чрезмерно увлеклись личными мотивами жизни поэта, а не показали в полной мере «царя - тирана». А ещё, как серьёзный недостаток постановки критики упоминали отсутствие портретного сходства актёра с Пушкиным. Но зритель сочувствовал глубокой личной драме классика.
Исполнитель главной роли Евгений Червяков в 1941 году ушёл добровольцем на фронт, хотя мог по брони уехать в эвакуацию. В феврале 1942 года получил ранение в бою и скончался. Ему было 42 года.
Ещё один актёр, игравший Пушкина, погиб на фронте Великой Отечественной войны - Валентин Литовский. В 1935 году он снялся в главной роли в фильме «Юность поэта». На момент съёмок ему было 14 лет. Мальчик, сын писателя и драматурга Осафа Литовского (прототипа критика Латунского из булгаковского романа «Мастер и Маргарита»).
«Когда я познакомилась с Валей Литовским, он был скромным, немногословным подростком, которого совершенно, кажется, не интересовала та громкая популярность, которой он пользовался после выхода фильма. Такими же простыми ребятами были и его партнёры по съёмкам - Толя Мурузин, Ян Парамонов, Слава Сушкевич. Мы часто собирались в доме Литовских - читали стихи, играли на стареньком рояле… Валя был прекрасным чтецом. Он мечтал поступить в ГИТИС, стать режиссёром, поставить ростановского «Сирано де Бержерака», - вспоминала писательница Лидия Либединская.
Началась война и Литовский был призван на фронт. Погиб сразу же, в июле 1941-ого, под Минском. Сейчас, когда смотришь, как этот подросток - Пушкин читает: «Тираны мира трепещите.. Восстаньте падшие рабы...», даже не верится, что фильм вышел в том самом пресловутом 37-м году репрессий. Сама картина была посвящена годам, когда юный Саша Пушкин учился в лицее и был влюблён в крепостную девочку Наташу, которую потом продали. Надо заметить, что фильм «Юность поэта» получил в 37-м году золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Как и «Юность поэта» картина «Путешествие в Арзрум» была выпущена в том же 37-м и была приурочена к 100-летию со дня гибели поэта. Здесь уже взрослый Пушкин читает вольнолюбивые стихи в походной палатке во время военных действий. Его слушают разжалованные и сосланные на Кавказ декабристы. При штурме крепости турками они гибнут на глазах у потрясённого поэта. Александра Сергеевича сыграл Дмитрий Журавлёв - в ту пору лучший в СССР чтец-исполнитель пушкинских произведений. И хотя внешне он был вовсе не похож на Пушкина, но как проникновенно в конце картины он произносит: «Вдохновение само находит поэта и не нуждается в покровительстве сильных...».
Для Журавлёва «Путешествие в Арзрум» стала единственной работой в кино, но он стал известен, как педагог Школы-студии МХАТ и чтец. За это получил и Сталинскую премию, и звание народного артиста СССР.
В 1946 году в фильме «Глинка» Александра Сергеевича сыграл популярный на то время актёр Пётр Алейников. Он уже снялся в знаменитых кинофильмах «Трактористы», «Большая жизнь», «Конек-Горбунок» и других. Играл он везде этакого простака, смешного дурачка. Поэтому выбор режиссёра «Глинки» Лео Арнштама на роль поэта Алейникова для всех был весьма необычным. Но в картине поэт в исполнении этого актёра (пусть даже в двух эпизодах) стал огромной удачей. Пушкин там получился пронзительным, нежным, трогательным. Потрясало ещё и внешнее сходство. Но на премьере в кинотеатре неожиданное появление любимого артиста на экране в образе Пушкина вызвало громкий хохот в зале. После этого Пётр попросил режиссёра убрать его имя из титров. К слову, Сталин тоже остался недоволен этой ролью, ведь для него Алейников был только Ваней Курским из «Большой жизни». Случайно или нет, но именно после «Глинки» начался закат карьеры Алейникова, он стал сниматься гораздо меньше. В итоге картина была награждена Сталинской премией II степени, но Алейникова в числе награждённых не было.
Шесть лет спустя режиссёр Григорий Александров опять обратился к биографии Глинки и снял фильм «Композитор Глинка». И опять не обошлось без Пушкина, которого сыграл актёр Лев Дурасов. Хотя роль принесла ему известность, в дальнейшем в кино он почти не играл, стал театральным режиссёром.
Артист Александр Палеес сыграл Пушкина на театральной сцене и в кино аж семь раз. В кино, - фильмы: «Разбудите Мухина!» (1967), «Снова осень» (1969), «Элегия» (1969) и в тележурнале «Ералаш» («Я помню чудное мгновение», 1976).
В апреле этого года ушёл из жизни артист Александр Пономарев. Ему было 64 года. А в двадцать два он снялся в образе Александра Сергеевича в телефильме Бориса Галантера «И с вами снова я…» (1982). Остальные роли сыграли настоящие звёзды советского кинематографа: Александр Калягин (Жуковский), Альберт Филозов (Вяземский), Михаил Козаков (Чаадаев), Александр Кайдановский (Путята). Юрий Богатырев (император Николай I), Игорь Костолевский (Дантес) и другие.
В том же 1982-м на экраны выходит фильм Сергея Соловьева «Наследница по прямой», где русского классика сыграл Сергей Шакуров. Любопытно, что за год до этого режиссёр Марлен Хуциев пробовал артиста на роль Пушкина в свой фильм о поэте. Но тогда картину так и не сняли.
- Пушкин течёт в моей крови! - любит повторять Сергей Каюмович. Сегодня у Шакурова есть несколько концертных программ, в которых он читает произведения Пушкина, например, «Полтаву» или «Анджело». А Сергей Соловьев позже хотел в Голливуде снимать картину про Пушкина, где сам Ричард Гир решил выступить продюсером. Но... После того, как на роль поэта предложили афроамериканца Майкла Джексона, режиссёр отказался от этой идеи.
В 1992 году поэта сыграл Николай Караченцов в музыкальном фильме «Романс о поэте». Но начало 1990-х, видимо, было не лучшим временем для романтического восприятия кого бы то ни было. И при всей любви зрителей к Караченцову и к Пушкину, эту работу Николая Петровича практически никто не запомнил.
- Мне всегда говорили, что я похож на Пушкина. Ещё в школе. Во ВГИКе сам Сергей Герасимов сказал на вступительных экзаменах, - вспоминает Аким Салбиев, кинорежиссер, актёр, выпускник последней легендарной актерско-режиссерской мастерской народных артистов СССР Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Фёдоровны Макаровой. - Много лет , даже десятилетий , Марлен Хуциев готовился к фильму о Пушкине. Именно поэтому Сергей Герасимов уступил тему коллеге, хотя ещё в конце 50-х годов, после «Тихого Дона» был написан сценарий о поэте. Не случилось . Пушкин никому не дался. Я тоже подготовил проект сериала о Пушкине совместно с писателем Андреем Битовым, однако ВГТРК провалил историю создания сериала к 200-летию А.С.Пушкина. Был приглашен создать образ поэта в фильме «Что в имени тебе моём» - песни на стихи Пушкина в исполнении автора - исполнителя Валерия Пака. В одном из моих фильмов «Между воскресеньем и субботой» есть Пушкин, его неожиданное появление. Кадр именно из этого фильма.
Довольно неожиданным Пушкиным стал Евгений Стычкин в притче «День полнолуния» 1998 года. Короткая история об Александре Сергеевиче и калмыках основана на реальных событиях: дорога поэта в Арзрум проходила через стоянки калмыцких кочевников. Этот эпизод был написан по воспоминаниям самого Пушкина. Поэт пытался познакомиться с молодой жительницей степи, но она не оценила его, что нашло отражение в стихотворении «Калмычке».
Прощай, любезная калмычка!
Чуть-чуть, назло моих затей,
Меня похвальная привычка
Не увлекла среди степей
Вслед за кибиткою твоей...
В 2006 году вышел фильм режиссера Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». Рекламный слоган фильма: «Пришло время узнать правду». Картина охватывает период, предшествующий дуэли между Александром Сергеевичем и офицером кавалергардского полка Дантесом, саму дуэль, состоявшуюся 27 января 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, смерть поэта и тайное расследование этого трагического события.
По версии авторов, поэт дружил с императором Николаем I и стал жертвой антирусского заговора придворных, выполнявших роль агентов влияния западных дипломатов. Обстоятельства смерти расследуют глава тайной полиции Леонтий Дубельт и полковник Галахов (вымышленный персонаж). Главную роль сыграл Сергей Безруков. К слову, через год он снимется в роли Пушкина в другом фильме «Одна любовь души моей». А ещё и сегодня играет поэта в спектакле «Пушкин» Московского губернского театра, которым и руководит. А впервые поэта он сыграл ещё в школе - в самодеятельной постановке.
- Для меня Пушкин - не бронзовый памятник, а живой, - признается Безруков. - Мне кажется, в советские времена из него сделали «наше всё», неодушевлённым, хрестоматийным, забронзовевшим. А, судя по воспоминаниям современников, по письмам, это был очень эмоциональный человек. Я всегда играю Пушкина живого - озорного, любящего, страстного. Для меня важно, чтобы в этом образе мне поверили, как в живого человека, а не в памятник. О том, как я вживаюсь в Александра Сергеевича рассказывать нельзя,этот процесс для любого актёра - таинство, в которое посвящать посторонних нельзя. Могу сказать, что часто я приезжаю в родовое поместье Пушкина в Михайловском. За вдохновением. А в питерской квартире на Мойке мы снимали три дня сцены умирания Александра Сергеевича... Это были и сложные, и незабываемые эмоции.
Актёр Константин Крюков сыграл классика в фильме «Спасти Пушкина» (2017 г.). Это фантастическая комедийная история, в которой московские школьники при помощи машины времени переносят Александра Сергеевича в наши дни, дабы он избежал дуэли и смерти.
- Перед этой работой я прочёл много свидетельств и описаний Пушкина от его современников, - рассказывает Крюков. - Хотя это было не историческое исследование, не биографическое кино, а просто комедия про то, как Пушкин реагировал бы на то, что происходит сегодня вокруг. Но все равно я выискивал его какие-то человеческие детали, черты, которые для зрителя сделали бы его намного ближе. Начиная от того, например, что он любил пить лимонад, когда писал стихи. И заканчивая тем, что одно из последних его желаний перед смертью было: привезти ему ягоду - морошку.
И, наконец, сегодня полным ходом идёт работа над ещё одним проектом о русском поэте «Пророк. История Александра Пушкина», который должен выйти в феврале следующего года. «Пушкин предстаёт, как современный и многогранный герой, в котором тёмное и страшное борется со светлым и просвещённым», - указывается в анонсе. В главной роли актёр Юра Борисов, известный по фильмам «Молодая гвардия», «Серебряные коньки», «Капитан Волконогов бежал» и другим.
- Пока мы снимали, мне каждый день снились сны. Пушкин никак не мог понять, почему сейчас всё называют его именем и что такое кино. Я так и не смог ему объяснить. Надеюсь, покажу, - смеясь, признается Юрий.
- Мы проделали большой путь и стали свидетелями яркой жизни уникального героя, - рассказывает режиссёр проекта Феликс Умаров, - Мы наблюдали, как молодой Пушкин сидит за партой в лицее, видели, как он кутит в Петербурге, как проходит через ссылки, как встречает большую любовь и приходит к бессмертию. Для меня за время съёмок Пушкин стал ближе. Он словно спрыгнул с золотого постамента гениальности и стал человеком. Это было бы невозможно без трудов блестящей съёмочной группы и без точнейшей работы Юры Борисова, чьё перевоплощение позволило нам почувствовать дух великого поэта. Впереди продолжительная работа над монтажом, музыкальными номерами. Мы сделаем всё возможное, чтобы зрители сумели познакомиться с поэтом так же близко, как это удалось нам.
Олег Перанов