Найти тему

Саунинский куст, Саунинский погост, Саунино

Уже неделю в Каргополе, и до сих пор не поделилась впечатлениями, так впечатляют. Сегодня про церковь Иоанна Златоуста.

В 5 км от Каргополя расположена деревня, которую называют Саунино. Но если заглянуть в не очень и далекое прошлое, то нет такого именования. Есть куст из 17 деревень, 6 из которых существуют и сейчас. Саунинский куст делился на 2 группы поселений, Саунинскую (деревни Кипрово, Иевлевская, Заляжье, Кривошеиха, Даниловщина, Залесье, Кобылкино, Бодухино, Пасковщина) и Комоловскую (деревни Комолово, Петухово, Дьяково, Опекалова, Носово, Косолапиха, Курениха, Новая Курениха). Куст этот был главным в околотке, во-первых, здесь находился погост, во-вторых, он был самым крупным, в-третьих, все административные и социальные сельские учреждения располагались в деревнях этого куста.

Обратите внимание, среди деревень нет никакого Саунино. А весь куст называется именно так, и погост тоже Саунинский. Такие загадки наименований на севере вводят в ступор. Предполагают, что название произошло по первому поселенцу Ивану Саунину (умер раньше 1562 г). Его вдова с детьми упоминается в документах, а жили они в деревне Иевлевской.

Вот там-то, неподалеку, между Иевлевской и Заляжьим и сформировался погост с небольшой клетской церковью Иоанна Златоуста. Церквушка быстро стала маловата, да и обветшала, и в 1665 году на ее месте срубили новую, классического образца шатровый храм типа "восьмерик на четверике" с гульбищем. На фото она под шатровой кровлей.

-2

Во время реставрации в советское время раскрыли двери, ведшие на гульбище. Церковь была летней, зимой молиться было негде и в 18 веке к основному объему пристроили трапезную, в которой освятили придел Алексия человека Божия. Над трапезной он обозначен главкой. Гульбище, естественно, тогда разобрали, двери ведшие на него заделали. Что интересно, пристроена трапезная не по оси церкви, а с небольшим смещением.

-3

Здесь сохранились уникальные "небеса", одни из самых старых, существующих сейчас, они написаны в 19 веке артелью крестьянского иконописца Ивана Ивановича Богданова-Карбатовского. Артель на протяжении почти столетия была ведущей среди иконописцев, работавших в районе реки Онеги, а если приходилось нанимать иных мастеров, просили их выполнить так же, как у курбатовцев.

-4

Иконостас тоже подлинный, не самый старый – последняя четверть 19 века. А вот иконы были начиная с века 16, перенесенные еще из старой, клетской, удивительным образом почти все они сохранены, в музеях Москвы, Петербурга, Архангельска, Каргополя, но целы.

-5

В трапезной проводили службы зимой, ну и конечно устраивали всякие сходы-собрания. Техническая сторона вопроса – потолочные доски трапезной лежат на мощном поперечном брусе – матрице, а сама матрица поддерживается двумя толстенными резными деревянными столбами – 4 дыньки, поставленные друг на друга перепоясываются своеобразными жгутами. Насколько наши предки вдумчиво подходили к архитектурным решениям – на фото южная сторона трапезной, прорезанная сдвоенными окнами для света, да и тепла, солнышко прогревает пространство. В противоположной, северной стене всего 2 маленьких окошка, там же стояла и печь, которая не сохранилась.

И обратите внимание на пол. За столбом доски поменяны во время реставрации, перед – 18 век, рубленые полубревна, что лучше сохранилось очевидно.

-6

Еще одна интересная деталь – небольшое отверстие в стене с протертым от частого пользования желобком. Здесь когда=то была толстая веревка, протянутая на колокольню, дергая за нее подавали знак к началу звона.

-7

Шатровая колокольня появилась в 19 веке, нечасто встречающегося типа "шестерик от подошвы", рублена в обло, т.е, с выступающими концами бревен. Сначала колокольня была соединена с трапезной переходом на высоте больше 2 м от земли. Вход в храм тогда располагался по всем канонам с западной стороны, и сейчас контуры двери хорошо видно. Но переход обветшал, его разобрали, а вход перенесли на южную сторону.

-8

Подняться на колокольню сейчас нельзя, но оцените лестницу – как-будто вчера поставлена. Ан, нет, родная.

-9

Вокруг было кладбище. До наших дней дошли 2 могилы, но найдена пока одна. Кто там похоронен неизвестно, когда тоже, манера установки погребального камня сильно отличатся от современной.

Когда храм закрыли, что в нем было в советское время, мне неизвестно. Сейчас он в ведении Каргопольского музея, в прошлом году проводились консервационные работы, но состояние, если честно, непростое, реставраторов бы туда, да побыстрее.

В советское время при укрупнении в 1960-х деревни Иевлевская, Заляжье и Кипрово слились в один населенный пункт. С тех пор стали называть это селение то Кипрово, то Саунино, постепенно последнее появилось на картах.