Существуют разные системы периодизации и цель каждой из них – установить ключевые, важные точки человеческой жизни, а также переломные моменты. Периодизация, которую вывел Э.Эриксон описывает стадии жизненного пути человека через его выбор отношения к миру и себе. Этот выбор делается на каждом этапе, т.е на каждой стадии существуют конфликты развития, которое после их прохождения может происходить тем или иным образом.
1.Стадия развития – Младенчество (0-1 год). Эта стадия основная, она как фундамент будущей жизни. Ребенок только вошел в мир и видит там пока только одно – маму. Ее отношение и определяет дальнейшее чувство безопасности/доверия миру и себе или «постоянное ожидание удара».
Конфликт развития 1 Стадии. В этот период закладывается базовое доверие миру, вера в лучшее, оптимизм или наоборот – недоверие миру/себе, ожидание подвоха/несчастья. Выбор в том, как видеть мир определяет «цвет очков» - мама.
Варианты психосоциального исхода 1 Стадии. Исход может быть двояк. Или уверенность в себе, доверие людям, вера в лучшее, что помогает в реализации в профессии, построении отношений, семьи. Человек открыт миру – его девиз «Почему бы и нет?» Он все смело пробует. Или второй вариант – от страха неудачи, подножки происходит избегание общения, уклонение от ситуаций, ведущих к развитию, упущенные шансы и возможности – это некое, в разной степени выраженное отшельничество, защита в виде избегания жизни, как таковой. Девиз – «Как бы чего не вышло…».
2.Стадия развития – Раннее детство (2-3 года). Это стадия проб и ошибок. Ребенок пробует - «Я сам» И от ответной реакции родителей зависит то, как в дальнейшем человек будет оценивать себя уже самостоятельно.
Конфликт развития 2 Стадии. Здесь вступают в конфликт самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений. Человек или чувствует опору на себя – «Я могу» или ждет провала и соответственно стыда и позора – «Я не такой, я не умею». Родительское одобрение и принятие или наоборот неконструктивная критика, унижения, играют ведущую роль в формировании дальнейшего отношения с миром. «Молодец, у тебя все получается. Ты можешь сам» или же «Неумеха. Я все за тебя делаю. Горе мое».
Варианты психосоциального исхода 2 Стадии. Исходов может быть тоже два. Первый – человек имеет внутренний стержень, он способен достигать целей, его воля сильна, он уверен в себе и смело действует. Второй – человек всю жизнь ищет то, чего недополучил ранее – одобрения и похвалы. Поэтому он заискивает перед окружающими, пытается быть хорошим, оправдать чужие ожидания, находится в зависимости от чужого мнения. Нервная система в результате самобичевания и стыда перегружена, человек становится нервным и импульсивным, катается на эмоциональных качелях, от критики падает «на дно». Такие люди часто попадают в позицию жертвы в различных треугольниках - все пытаются заслужить чье-то расположение.
3.Стадия развития – Возраст игры (3-6 лет). Эта стадия продолжает предыдущую, Если семья одобряет, принимает, то ребенок растет с осознанием, что он может многое, а что не может – этому можно просто научиться.
Конфликт развития 3 Стадии. Здесь вступают в конфликт личная инициатива и страх порицания, вина. Сила и уверенность, что «мне все по плечу, а если нет, то и ладно» против «я не такой, я неправильный, заранее во всем виноватый, в общем – «причина засора».
Варианты психосоциального исхода 3 Стадии. И исходов тоже два. При поддержке, уважении и одобрении семьи ребенок вырастает целеустремленным, уверенным, что все получится и не впадает в вину, если не получается, просто пересматривает цели, рационально исследует свои силы и возможности. Такой человек умеет проигрывать и не впадает в самобичевание при неудачах. Другой исход – любой проигрыш выбивает почву из-под ног, возникает болезненная мнительность. Решительности начать новое не хватает – мешают сомнения, страх неудачи. Человек рефлексирует, зависает на принятии решений, не спешит, откладывает жизнь «на потом». Он очень боится порицания и поэтому выбирает «не делать», чтобы не чувствовать себя виноватым.
4.Стадия развития – Школьный возраст (6-11 лет). Здесь происходи полноценный выход в социум. И от отношения одноклассников, учителей зависит, как пройдет эта стадия. А пройдет она, как правило, уже в зависимости от того, как прошли предыдущие.
Конфликт развития 4 Стадии. Предприимчивость конкурирует с неполноценностью. Будет внутренний стержень или нет. Ближайшее окружение оказывают влияние позитивным, дружелюбным отношением или же опускает насмешками, «выгоняет из стаи».
Варианты психосоциального исхода 4 Стадии. Если начинания ребенка встречают одобрение, то в дальнейшем он уверен в себе и пробует новое смело, если его унижают, обесценивают, то закладывается понимание, что со мной что-то «не так», что ведет к обесцениванию своих результатов и нерешительности пробовать новое. В зоне комфорта удобнее и безопаснее – человек инертен, безынициативен.
5.Стадия развития – Отрочество (11-18 лет). На этом этапе закладывается осознание «Кто я есть», основная среда для формирования и сравнения себя и других – сверстники.
Конфликт развития 5 Стадии. Здесь проявляется идентичность или смещение идентичности. Человек или понимает, кто он, какой он, что ему важно, что хочется или наоборот – размывание собственных границ, подстройка под окружение, потеря своего «Я».
Варианты психосоциального исхода 5 Стадии. Если человек принимает себя таким, какой есть и получает одобрение, принятие, поддержку сверстников, то у него формируется способность быть верным – доверие другим и собственное желание поддерживать других. Если подросток терпел насмешки, буллинг, отвержение, то он будет бояться проявить себя, страдать от застенчивости и видеть все вокруг через очки негативизма.
6.Стадия развития – Ранняя зрелость (18-25 лет). Это период первых попыток построения отношений, молодежных компаний, первый опыт работы, общения с коллегами.
Конфликт развития 6 Стадии. Близость выступает против изоляции. Друзья, коллеги, партнеры – являются формирующей средой. От опыта отношений с ними зависит будет ли человек способен и дальше строить семью, готов к интимности, доверию или будет настроен на изоляцию по причине неудачного опыта. Но на этой стадии влияет уже и опыт всех предыдущих – с самого детства. Впрочем, как и на любой другой – первая стадия влияет на вторую и все последующие и т.д… Поэтому самый ранний опыт – самый важный.
Варианты психосоциального исхода 6 Стадии. Исходов как всегда два. При удачном первом опыте закладывается дальнейший сценарий успешных, доверительных отношений в семье, с коллегами. И даже разрыв или развод в дальнейшем не будут критичными, человек все равно верит в любовь и находит ее (пятый раз замужем и снова удачно)). Второй сценарий заключается в страхе неудачи и человек будет постоянно выбирать «не тех» партнеров, чтобы закрепить свое базовое неверие. Также он будет стремиться к изоляции, чтобы защитить себя от боли потерь, предательства и расставаний, будет сам инициировать разрыв отношений.
7.Стадия развития – Взрослость (25-60 лет). Здесь на первое место выходит общий дом, построение зрелых отношений, умение отдать часть своего «я» без потери идентичности.
Конфликт развития 7 Стадии. Выбор между производительностью, созиданием, милосердием и уходом в себя, застоем. Средой будут близкие, семья, отношения с людьми в социуме.
Варианты психосоциального исхода 7 Стадии. Первым вариантом будет забота о близких, милосердие, растворение своего «я» в другом без жертв и потери идентичности – когда знаешь, что хочешь, умеешь защитить границы, но желания и границы других тоже чтишь. При втором варианте человек уходит в себя, выбирает изоляцию, отверженность, как защиту от «враждебного мира».
8.Стадия развития – Поздняя зрелость (после 60 лет). Это стадия понимания собственного единства со всем человечеством, растворения в «бездне бытия».
Конфликт развития 8 Стадии. Выбор между уважением, мудростью - «какое прекрасное поколение растет» и презрением - «вот в наше время было лучше». Через какие очки смотреть на мир и выросших детей – выбирает каждый сам. Критиковать близких и все вокруг или же принимать такими, какие есть и любить.
Варианты психосоциального исхода 8 Стадии. Человек может стать мудрым, помогать другим, любить и принимать себя и мир. А может под тяжестью обид скатиться на дно одиночества и деградации, критики, брюзжания и отчаянья.
Первые этапы – как исходные данные. На них что-либо выбирать не приходится. Я бы сравнила их с вводными условиями игры – загрузилось, и оглядываешься: «Где я, кто я, какие у меня ресурсы, сколько базовых очков?» Ну а далее – играть, выбор на следующих уровнях уже есть, но очень часто непростой. Как ты пройдешь очередной уровень? Ведь очки можно заработать и по ходу игры, даже если начал ее почти без ресурсов…
Благодарю за лайки, подписки и комментарии.
Если вам нужна консультация, пишите в личные сообщения kat46marina@yandex.ru.
Читайте также.
Шесть видов психологического голода.
Что не высказано - блок в горле.
Есть одна правда - физическая.
Заземление. Энергию печали - в тело и дело.
#Психология #Эриксон #эмоции #боль #страхи #периодизация #саморазвитие #самооценка