Представьте себе жизнь в любом городе Советского Союза в неспокойные 1930-е годы. Пусть это будет Алма-Ата, и в центре истории - тихий интеллектуал, хранитель древностей в краеведческом музее, который сталкивается с неприятностями, просто стараясь хорошо выполнять свою работу. Этот образ и является ядром романа "Хранитель древностей" Юрия Домбровского.
Роман - спокойное и размеренное повествование с особой теплотой об Алма-Ате, о его знаменитых жителях, об обычной жизни персонажей романа, нарисованных с такой тщательностью, что они кажутся знакомыми или уже встречавшимися ранее.
Если воспринимать «Хранителя древностей» как начало, продолжением которого станет произведение «Факультет ненужных вещей», то можно заметить оставленные автором предзнаменования будущей грозы на горизонте. Вот тогда к читателю приходит понимание описанных событий, значение которых, кажется, и сами герои до конца не осознают.
В диалогах персонажей проступает суть существующего устройства и всей его абсурдности. Например, "советская печать должна делаться чистыми руками", а "всякого рода чуждый элемент - обиженные, репрессированные, приспособившиеся, классово чуждые - эти и близко не должны к ней допускаться". Автор одной лишь фразой тонко подмечает отсутствие правовой системы как таковой в тоталитарном государстве: "карать не за что-то, а во имя чего-то".
Главный герой, Григорий Николаевич Зыбин, истинный гуманист, он верит в силу человеческого разума и считает искусство его венцом и опорой одновременно. Он занят любимым делом и, казалось бы, ничего не предвещает беды в жизни этого культурного и профессионального человека вдали от кипящей столицы СССР. Но в уютное спокойствие его повседневности настойчиво проникают зловещие приметы грядущего: осторожные разговоры шепотом, письменные доносы, неугодные портреты на стенах.
Григорий Николаевич мужественно воспринимает трудности и верит, что преданность искусству позволит ему остаться собой. Он не испытывает озлобленности, обиды, страха или отчаяния из-за неумолимо ощутимой опасности будущего. Эта мысль тонкой красной линией проходит сквозь роман, как будто мудрый совет и нам, читателям, найти свою истину и твердо хранить ей верность даже в самые суровые времена.
Внимательный читатель заметит в мозаике сюжета, сложенного из отдельных, порой не связанных моментов, вдохновенные мысли, которые, как ценный клад, спрятаны между строк. Например, прекрасная в своей простоте мысль: "Час стоял ранний, дорога предстояла дальняя...и я двинулся наугад. Просто потому пошел, что лучше все-таки идти, чем стоять". А ведь и правда, всегда лучше идти ...
А вы готовы погрузиться в атмосферу 1930-х годов и узнать историю тихого героя-интеллектуала, который стоит на страже древностей в неспокойные времена?