В условиях «буйства» беспилотных летательных аппаратов в разных целях, от наблюдения, разведки и корректировки, до бомбардировки противника, возникает резонный вопрос использования БПЛА танковыми экипажами. Мало кто вспоминает, но мысли появлялись сравнительно давно – ещё в 2017 году. Идея интересная, но очень спорная. Есть альтернатива. Забегая наперёд, она не менее интересная…
M1E3 и FPV-дрон
В недавнем материале про необитаемые башни для американского танка M1E3 было приведено фото макета. На нём можно заметить некоторые технические решения, которые «Пентагон» хочет внедрить в свою «Армату». Среди них, традиционная для танков НАТО забашенная ниша со снарядами, но автоматом заряжания, панорамный прицел с пулемётом или автоматической пушкой, КАЗ Iron Fist, хотя есть альтернативы в лице Trophy, датчики лазерного облучения и компоненты РЛС для комплекса активной защиты, а также отдельная площадка для БПЛА.
Идея пусть и не новая, но крайне интересная и перспективная. Танки, как класс техники, не отличаются хорошим обзором. Проблему решали оптическими приборами наблюдения, прицелами, ПНВ, тепловизорами, сейчас «в моде» панорамные прицелы и сравнительно недавно появилась тенденция оснащения танков собственными разведывательными БПЛА для наблюдения, обнаружения цели и корректировки систем вооружения для поражения.
Проблемы дронов для танков
БПЛА в наши дни, как правило, дешёвые и не могут похвастать технологичностью. От них не требуется выполнение сверх сложных задач, а нетребовательность к ресурсам и финансам делает потерь «разведчика», «бомбардировщика» или «штурмовика» незначительной. При этом, потери дронов могут быть по совершенно разным причинам, от веток деревьев, разряда аккумулятора и до банальной потери сигнала в следствие работы систем подавления или РЭБ.
Последние делают использование дронов на танках крайне спорным решением. Требуется что-то безотказное – замкнутая система, которую нельзя перехватить или подавить. Таковыми могут стать альтернативы дронам – мачтовые наблюдательные комплексы.
Они не столь гибкие в использовании, однако, могут собой заменить панорамный прицел, объединены в локальную информационную сеть танка и питаются от его энергосистемы. Мачтовые устройства нельзя взломать, они не зависят от систем РЭБ и стоят не сильно дороже тех же панорамных электронных приборов, имея возможность смены последних путём их эволюции.
Кроме проблем с управлением и уязвимостью, дроны зависимы от оператора. С одной стороны, роль оператора мог бы выполнять командир танка, но с другой стороны, у него хватает других обязанностей и приборов для отслеживания поля боя. Поэтому, БПЛА будут уместнее в БМП с десантом на борту. Среди пехоты может быть оператор FPV-дрона, способный вести наблюдение, передавая информацию экипажу боевой машины пехоты.