КРАТКОСРОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ВОПРОСЫ
Когнитивно-фокусированная терапия на краткосрочной основе (CFBT) сочетает элементы когнитивно-поведенческой терапии (CBT) с фокусированием на конкретных, краткосрочных целях. Этот метод помогает пациентам быстро справляться с текущими проблемами и развивать навыки, которые можно использовать в долгосрочной перспективе.
Алгоритм CFBT
1. Первичная оценка и установление терапевтических целей
- *Сбор анамнеза*: Выясните основные жалобы пациента, историю проблемы, прошлые попытки лечения.
- *Установление целей*: Совместно с пациентом определите конкретные и измеримые цели терапии.
*Пример*: Пациент жалуется на постоянный стресс на работе. Цель терапии: уменьшить уровень стресса и улучшить управление стрессом.
2. Психообучение
- *Информирование пациента о природе его проблемы*: Объясните, как работают механизмы стресса или тревоги, какие факторы их поддерживают.
- *Обучение базовым техникам самопомощи*: Например, дыхательные упражнения, техники релаксации, управление временем.
*Пример*: Психотерапевт объясняет пациенту, что стресс на работе может быть вызван нереалистичными ожиданиями или перегрузкой, и обучает технике глубокого дыхания для снижения уровня стресса.
3. Разработка плана терапии
- *Определение методов и техник*: Выберите подходящие методы терапии (когнитивная реструктуризация, экспозиционная терапия, техники осознанности).
- *Планирование сеансов*: Определите количество сеансов и их частоту.
*Пример*: Для уменьшения стресса решено использовать когнитивную реструктуризацию и техники управления временем.
4. Проведение терапевтических интервенций
- *Когнитивная реструктуризация*: Работа с иррациональными убеждениями и заменой их на более реалистичные.
- *Поведенческая активация*: Включение пациента в активные действия, помогающие справляться с симптомами.
- *Экспозиционная терапия*: Постепенное и контролируемое изложение пациента пугающим ситуациям для снижения тревоги.
*Пример*:
- *Когнитивная реструктуризация*: Психотерапевт помогает пациенту выявить и оспорить мысли типа "Я не успею выполнить все задачи", заменяя их на "Я могу расставить приоритеты и успеть важные задачи".
- *Экспозиционная терапия*: Психотерапевт предлагает пациенту постепенно справляться с нагрузкой на работе, начиная с более простых задач и переходя к сложным.
5. *Мониторинг и оценка прогресса*
- *Регулярные оценки состояния пациента*: Используйте опросники и шкалы для измерения уровня симптомов.
- *Обсуждение прогресса*: Регулярно обсуждайте с пациентом его ощущения и изменения, корректируйте план терапии при необходимости.
*Пример*: Психотерапевт использует шкалу стресса (например, PSS) для измерения уровня стресса пациента на каждом сеансе и обсуждает его ощущения после каждой недели.
6. Закрепление результатов и завершение терапии
- *Закрепление навыков*: Обучите пациента самостоятельному использованию освоенных техник.
- *Планирование завершения терапии*: Постепенное снижение частоты сеансов и обсуждение возможных трудностей после окончания терапии.
*Пример*: Пациент научился эффективно использовать техники управления временем и когнитивной реструктуризации. Психотерапевт проводит несколько завершающих сеансов для закрепления навыков и обсуждения стратегий на случай возникновения стресса в будущем.
7. Последующее наблюдение
- *Последующие сессии*: Предложите несколько контрольных сессий через несколько месяцев после завершения терапии.
- *Поддержка в экстренных случаях*: Обеспечьте возможность обращения за помощью в случае необходимости.
*Пример*: Психотерапевт назначает встречу через три месяца после окончания терапии, чтобы проверить, как пациент справляется со стрессом, и обсудить возможные вопросы или трудности.
Пример полного курса CFBT
*Пациент*: 40-летняя женщина, испытывающая постоянный стресс из-за перегрузки на работе.
*Цель терапии*: Снизить уровень стресса и научиться эффективно управлять временем и приоритетами.
1. Первичная оценка:
- Сбор анамнеза: Пациентка сообщает, что стресс на работе вызывает у неё чувство перегруженности и постоянной усталости.
- Установление цели: Пациентка хочет уменьшить уровень стресса и научиться эффективно управлять временем.
2. Психообучение:
- Психотерапевт объясняет природу стресса и учит технике глубокого дыхания.
3. План терапии:
- Определены 8 сеансов CFBT с акцентом на когнитивную реструктуризацию и управление временем.
4. Интервенции:
- *Сеансы 1-3*: Работа над иррациональными убеждениями ("Я никогда не успеваю") и их замена на реалистичные мысли ("Я могу планировать свои задачи и успевать важное").
- *Сеансы 4-5*: Обучение техникам управления временем, таким как приоритизация задач и использование тайм-менеджмента.
- *Сеансы 6-7*: Применение полученных навыков на практике, обсуждение успешных и проблемных моментов.
- *Сеанс 8*: Заключительное обсуждение, закрепление навыков и планирование на будущее.
5. Мониторинг прогресса:
- Регулярное использование шкалы PSS для оценки уровня стресса.
- Обсуждение результатов и коррекция плана терапии при необходимости.
6. Закрепление и завершение:
- Закрепление навыков когнитивной реструктуризации и управления временем.
- Планирование завершения терапии с предложением контрольной сессии через три месяца.
7. Последующее наблюдение:
- Контрольная сессия через три месяца для оценки долгосрочного результата и поддержки.
Этот алгоритм и примеры демонстрируют структуру когнитивно-фокусированной краткосрочной терапии и могут быть адаптированы под различные проблемы и цели пациентов.
КРАТКОСРОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Какие вопросы нужно задавать?
CFBT Во время проведения когнитивно-фокусированной краткосрочной терапии (CFBT) психолог задаёт клиенту вопросы, которые помогают выявить основные проблемы, иррациональные убеждения и негативные мысли, а также развить навыки для их преодоления. Вот примерный перечень вопросов на разных этапах терапии:
Первичная оценка и установление терапевтических целей
1. Введение и сбор информации:
- Что привело вас на терапию? Какие проблемы или симптомы вы хотели бы обсудить?
- Как долго вы сталкиваетесь с этой проблемой?
- Как вы пытались справиться с этой проблемой до сих пор? Что сработало, а что нет?
2. Оценка текущего состояния:
- Как эта проблема влияет на вашу повседневную жизнь?
- В какие моменты вы испытываете наибольший стресс или тревогу?
- Есть ли какие-либо события или ситуации, которые особенно усиливают вашу проблему?
3. Установление целей:
- Какие изменения вы хотели бы видеть в результате терапии?
- Как вы будете знать, что достигли своих целей?
Психообучение
1. *Понимание проблемы*:
- Как вы понимаете свою проблему? Что, по вашему мнению, вызывает её?
- Какие у вас мысли или убеждения о вашей способности справляться с этой проблемой?
Разработка плана терапии
1. *Определение приоритетов*:
- Какие из ваших проблем или симптомов вы бы хотели решить в первую очередь?
- Что вы считаете наиболее важным для улучшения вашего состояния?
Проведение терапевтических интервенций
1. *Когнитивная реструктуризация*:
- Какие мысли приходят вам в голову в моменты стресса или тревоги?
- Как эти мысли влияют на ваши чувства и поведение?
- Можете ли вы вспомнить ситуации, когда ваши мысли оказались неверными? Какой могла бы быть более реалистичная мысль в такой ситуации?
2. *Поведенческая активация и экспозиция*:
- Какие действия или ситуации вы избегаете из-за вашей проблемы?
- Что бы вы хотели делать, если бы не было этой проблемы?
- Готовы ли вы попробовать постепенно сталкиваться с этими ситуациями, чтобы уменьшить страх или тревогу?
Мониторинг и оценка прогресса
1. *Оценка изменений*:
- Какие изменения вы заметили с начала терапии?
- Что работает для вас лучше всего? Есть ли что-то, что не работает?
2. *Коррекция курса*:
- Есть ли какие-либо новые проблемы или симптомы, которые возникли в процессе терапии?
- Что еще вы хотели бы обсудить или попробовать в оставшихся сеансах?
Закрепление результатов и завершение терапии
1. *Закрепление навыков*:
- Какие техники и навыки вы находите наиболее полезными?
- Как вы планируете использовать эти навыки в будущем?
2. *Планирование завершения*:
- Есть ли у вас опасения по поводу завершения терапии?
- Какие шаги вы можете предпринять, чтобы продолжать поддерживать своё состояние после завершения сеансов?
Последующее наблюдение
1. *Оценка долговременных результатов*:
- Как вы чувствуете себя спустя некоторое время после завершения терапии?
- Есть ли какие-либо новые проблемы или вопросы, которые вы хотели бы обсудить на контрольной сессии?
Эти вопросы помогают психологу понять проблемы клиента, разработать индивидуальный план терапии и оценить прогресс на каждом этапе.
Друзья, по вопросам записи на менторинг, персональные тренинги, коуч-сессии, психологические консультации и психотерапию, пожалуйста, обращайтесь по +74955427921 или WhatsApp +79255427921, email info@igor-vagin.ru