Итак, май традиционно богат на аукционы. Расскажем о нескольких ярких эпизодах.
1. Хакеры взломали сайт аукционного дома Christie’s прямо накануне старта главной сессии весенних торгов, посвященных искусству XX и XXI веков. Традиционно действо проходит в Нью-Йорке, а в этом году запланированы были продажи громких имен: Винсент ван Гог, Дэвид Хокни, Альберто Джакометти, Энди Уорхол, Пабло Пикассо, Клод Моне.
В итоге интернет-ресурс не работал 10 дней, а руководство дома честно заявило, что опасается утечки персональных данных и финансовых обстоятельств сделок, однако заверило, что все неполадки устраняются по утвержденным протоколам и с привлечением независимых экспертов. ЧП не повлияло существенно на ход торгов, живые сессии успешно проводились согласно расписанию. Сенсацией стала продажа бронзы Александра Архипенко «Женщина, расчесывающая волосы» за $5,1 млн при эстимейте в $1,5–2 млн.
2. Sotheby’s открыл весенние торги 13 мая, начав с работ молодых авторов, постепенно увеличивая градус накала. Неожиданности и здесь были. Топ-лотом оказалось полотно Керри Джеймса Маршалла «Виньетка №6», купленное за $7,4 млн. А вот звезда вечера, работа Фрэнсиса Бэкона «Портрет Джорджа Дайера, сидящего на корточках», совсем не оправдала ожиданий. Картина еле-еле ушла с молотка дешевле нижней планки эстимейта. Картина Ричарда Дибенкорна из серии «Океанский парк» вопреки ожиданиям осталась непроданной. Совместная работа Уорхола и Баскии улетела за $19,3 млн. Рекордом Sotheby’s стала работа Леоноры Каррингтон «Искушения Дагоберта», реализованная за $28,5 млн, при том, что предыдущий рекорд художницы составлял всего $3,3 млн.
3. Долгожданные Русские торги американского дома Heritage Auctions, посвященные дореволюционному русскому искусству (по большей части декоративно-прикладному), прошли 17 мая. К участию заявлено было 179 лотов, примерно шестая часть которых имеет императорский провенанс. Порядка 98% предметов было раскуплено, а общая выручка составила $5,5 млн, что полностью соответствовало верхней планке суммарного эстимейта.
Одной из главных жемчужин аукциона — настольные часы Фаберже из двухцветного золота с розовой эмалью гильоше. Они были созданы в 1896 году в мастерской Михаила Перхина специально для великой княгини Ксении Александровны. Но не обошлось без рекордов и здесь. Топ-лотом стала бовенитовая рамка для фотографий в форме пасхального яйца фирмы Карла Фаберже. Изделие, когда-то принадлежавшее императрице Марии Федоровне, украшенное бриллиантами и эмалью, было продано за $750 000 при эстимейте в $120 000–220 000, что стало абсолютным рекордом для рамок Фаберже.
4. Тренды. За майские сессии в Нью-Йорке аукционные мастодонты Christie’s, Sotheby’s и Phillips в сумме собрали $1,4 млрд. Это меньше, чем $1,8 млрд в мае прошлого года, но лучше любых пессимистичных прогнозов, которые озвучивались перед началом торгов. Оборот продаж за первую четверть 2024 года сократился более чем на 35% по сравнению с прошлогодним, при том, что количество продаж уменьшилось лишь на 1%, то есть снизились цены самих лотов. Интересно, что спрос на женское искусство неуклонно растет. Аналитика Sotheby’s подтверждает, что порядка 60% работ, созданных женщинами, продаются с превышением эстимейта.