Детей в семье Никиты Хрущева и Нины Кухарчук было много. Юля и Леонид родились от первой жены Ефросиньи Писаревой. Она умерла, когда ее дети были совсем крохами.
Нина Кухарчук родила троих: Раду, Сергея и Елену. Была еще дочь Юлия, которую Никита Сергеевич удочерил после гибели старшего сына Леонида на фронте.
Юля
Рожденная в предреволюционном 1915 году, в три года уже осиротела. Мать умерла от тифа, а отец, занятый партийно-революционными делами, оставил девочку на свою сестру и родителей. Когда Хрущев женился на Нине Кухарчук, Юля приняла мачеху сразу.
И хоть всегда называла ее не мамой, а Ниной Петровной, они были искренне привязаны друг к другу и по-настоящему близки.
После школы Юлия Никитична мечтала стать архитектором. Но мечта не осуществилась. Она поступила в институт. Все шло хорошо. Но проявилась наследственность. От своего деда-шахтера она получила тяжелый туберкулез легких. Очень долго лечилась. По состоянию здоровья ей пришлось оставить институт.
Дальше обычная жизнь обычной женщины. Работала химиком-лаборантом. Вышла замуж за киевского театрального деятеля. Болезнь сильно отравляла жизнь. Именно из–за этого она и не родила детей.
В 1941 году Юля перенесла сложную операцию на легких. Операция прошла успешно и подарила Юле еще 40 лет жизни. Она умерла в 1981 году, пережив отца на 10 лет.
Леонид
В отличие от сестры, он так и не смог наладить с мачехой нормальных отношений. Они были слишком разными. Нина Петровна спокойная и очень правильная. Леонид - взрывной, конфликтный, всегда готовый на хулиганство и любое нарушение правил. Именно эти свойства характера и сделали его темой для нескончаемых домыслов.
Одни считают его предателем, осужденным. Другие утверждают, что эти слухи - дело рук сталинистов. Честно говоря, и между историками согласия нет. Леонид родился двумя годами позже Юли. В 1917 году. Через три дня после революции. Рос озорным и веселым. После школы поступил в ФЗУ - фабрично-заводское училище, где выучился на слесаря. Потом устроился на завод и начала работать по специальности.
Но тут его отец сделал карьерный рывок, и перед сыном открылись новые возможности. В 1931 году семья переехала в Москву. Вскоре Хрущевы въехали в знаменитый дом на Набережной.
Когда Леониду исполнилось семнадцать, пришло время выбирать жизненное поприще. Не на заводе же оставаться слесарем. Заветной мечтой юношей того времени было небо. Парень решил пойти в лётное училище. Но поступил он не в знаменитую Жуковку, где учились Василий Сталин и другие дети высокопоставленных родителей. Леонид поступил в провинциальную Балашовскую школу гражданской авиации.
Но это никак не роняет Леонида в глазах девушек. Благодаря задорному нраву и приятной внешности он всегда пользовался большой популярностью у девушек.
Биограф Никиты Хрущева пишет: к 1937-му году, когда Леониду было всего 20 лет, он сошелся уже с двумя женщинами. Обе были еврейками. И обеих бросил, причем одну с ребенком. В 1935 году от него забеременела Эсфирь Наумовна Эттингер.
Второй любовью стала Розалия Михайловна Трейвас, хорошенькая, белокурая, голубоглазая актриса. 11 ноября 1937 года Леня женился на ней.
Когда он привел ее познакомить с родителями, отец вспылил и разорвал свидетельство о браке. Какое-то время молодые жили у друзей. Но вскоре Леонид бросил Розу.
Никита Сергеевич опять пошел на повышение. Его назначили Первым секретарем Компартии Украины. Леонид уехал в Киев вместе с родными. Призывать Леню к порядку отцу было трудно, потому что в нем он видел себя молодого.
В 1939 году Леонид женился вторично. Девушку звали Любовь Сизых. На этот раз против брака своего ветреного сына отец возражать не стал.
Девушка идеально подходила Леониду. Она была такая же бесшабашная парашютистка, мотоциклистка. У нее уже был сын.
Но при всей своей бесшабашности Любовь обладала куда большим, по сравнению с Леонидом, здравым смыслом. И стала для мужа не только хорошей парой, но и неким сдерживающим фактором.
Хотя до конца остепенить Леонида не смогло даже рождение дочери Юллы (Юлии), которая родилась в 1939 году.
К этому времени Никита Хрущев уже вовсю хозяйничал на Украине. Украину захлестнули репрессии.
Леонид не совсем правильно понимал его действия. Для Никиты Сергеевича это была реабилитация в глазах Сталина. Мол, хоть я и бывший троцкист, но я с ними борюсь, уничтожаю тысячами.
Леонид это воспринимал так: моему отцу подвластно все.
Поэтому вокруг него собрался сомнительный народ. И в это время, как утверждают определенные источники, он становится членом банды грабителей. Следует оговориться, что документов, подтверждающих этот факт, нет.
Об уголовном эпизоде историкам известно со слов Серго Берия. Родственники Хрущева однозначно утверждают, что это ложь.
А мнения историков разделились.
Началась война. Военный летчик Леонид Хрущев в первые же дни ушел на фронт, сев за штурвал тяжелого и медлительного бомбардировщика.
О том, как Леонид воевал в первые месяцы войны, говорят два документа. Первый: Представление к награждению Орденом Красного Знамени. Командир 46-й авиадивизии, в которой летал Леонид, пишет: Товарищ Хрущев имеет 12 боевых вылетов. Мужественный, бесстрашный летчик. В воздушном бою 6 июля 1941 года храбро дрался с истребителями вплоть до отражения их атаки. Из боя товарищ Хрущев вышел с изрешеченной машиной.
Второй документ - это боевая характеристика Хрущева: На Западном фронте пробыл два месяца. В начальный период. То есть в самый тяжелый период, когда полк летал без прикрытия. Совершил 27 боевых вылетов. В бою 9 января 1942 года был сбит противником и при посадке сломал ногу.
-Самолет был подбит. Он брюхом сел на нейтральной полосе. Нашим солдатам удалось его вытащить. У него была сломана нога.
Его сразу отправили в полевой госпиталь, где ногу хотели ампутировать. Потому что у него кость пробила сапог и торчала из сапога. Он с пистолетом в руке не дал ампутировать ногу.
Степан Микоян.
В результате Леонида отправили в тыл на длительное долечивание. В Куйбышев, где в это время в эвакуации жила Нина Петровна с детьми и его жена Люба с детьми. Здесь же коротали время и другие члены семей кремлевских чиновников.
Сюда перебросили всех необходимых для их обслуживания специалистов. В первую очередь медиков. Семья Микояна тоже была в Куйбышеве. Степан Микоян, как привилегированный пациент после ранения тоже оказался на долечивании здесь же.
-Я каждый день ходил в поликлинику и встречал там Леонида Хрущева. Старшего лейтенанта с Орденом Красного Знамени. В начале войны этот орден говорил о многом.
Степан Микоян.
В их компании оказался и сын испанской коммунистки Долорес Ибаррури - Рубен. С ним Леонид лежал в одной палате в госпитале. Время, свободное от процедур, проводили весело.
-У нас были знакомые девушки из Большого театра. У нас была музыка, слушали пластинки. И выпивали. Леонид любил выпить. Правда, он был добропорядочный выпивоха. Он не буянил, не шумел, а становился добрым, размякшим и быстро засыпал. Тихий. Но выпить любил.
Степан Микоян.
А потом произошло событие, которое едва не отправило Леонида за решетку. Рада Хрущева, его сестра, обрисовала этот эпизод так: “Леонид долго лежал в одной палате с Рубеном Ибаррури. Они дружили. Брат долго выздоравливал. Пили в госпитале. И брат пьяный застрелил человека".
Со слов историков: В ресторане к их компании подошел моряк и предложил Леониду на спор разбить бутылку, которую он поставит себе на голову. Хрущев отказывался, однако его товарищи уговорили, потому что знали, что Леонид был блистательным стрелком.
Позже свидетели рассказывали, что моряк, не менее пьяный, чем Леонид, сам поставил себе на голову бутылку. Леонид выстрелил и попал в горлышко, но моряк этим не удовлетворился. -Нет. Это не то. Это горлышко. Ты попади в саму бутылку.
Еще раз поставили бутылку. И вместо бутылки Леонид попал моряку в лоб.
Леониду дали восемь лет с отбытием на фронте. Эта практика широко применялась.
Степан Микоян.
Недоброжелатели рассказывали, что Хрущев лично вымаливал прощение за сына у Сталина. Сталин юношу простил.
Чем клеймить юношу, стоит постараться разобраться в причинах произошедшего. В какой-то степени они все были еще оболтусами. Хоть они и летали, воевали, но все они в какой-то степени оставались детьми. Хотя это не оправдание.
Получив возможность вновь вернуться на фронт, Леонид пересел с тихоходного бомбардировщика на истребитель. В ноябре 1942 года он сдал летный экзамен. Как пилот бомбардировщика ранее он получил отметку “отлично”, а как пилот истребителя - оценку “хорошо”.
11 марта 1943 года Леонид Хрущев со своим ведущим асом-истребителем лейтенантом Замориным вылетел на боевое задание. Это был его седьмой по счету боевой вылет в роли пилота истребителя. И последний.
Едва перевалив за линию фронта, они нос к носу столкнулись с парой Фокке-Вульфов.
Опытный Заморин своего противника сбил и тут же открыл стрельбу по истребителю, с которым сражался Леонид. Немец отступил. Заморин погнался за ним, но краем глаза увидел самолет своего ведомого Леонида, который неожиданно свалился в штопор и начал падать.
Эту версию лейтенант Заморин изложил в своем докладе начальству.
Выбросился ли Леонид с парашютом или нет, Заморин в докладе не написал. Положение осложнялось тем, что бой велся на вражеской территории. Самолет Леонида рухнул за линией фронта. Да еще и в болото.
Позднее Худяков писал Хрущеву: Мы организовали тщательный поиск как с воздуха, так и на земле силами партизан, но безрезультатно.
Загадочная смерть породила волну слухов о том, что он попал в плен, начал давать показания против своих, о чем доложили Сталину. А тот, в свою очередь, дал указание во что бы то ни стало выкрасть Леонида. А позже его расстреляли перед строем. Подтверждение этой версии можно найти в книге Чуева “Сто сорок бесед с Молотовым”.
Немногословный Молотов сказал Чуеву, что сын Хрущева оказался изменником. Объясняя причины ненависти Хрущева к Сталину, добавил: Сталин не хотел помиловать его сына. Личное озлобление его на любые шаги толкает. Озлобление на Сталина за то, что его сын попал в такое положение, что его расстреляли. После этого он на все шел, лишь бы запачкать имя Сталина.
Можно ли доверять Молотову на сто процентов - вопрос открытый.
Все те, кто не верит в предательство Леонида, в качестве доказательства его невиновности приводят такое соображение: Когда Яков Джугашвили попал в плен, немецкая пропаганда тут же раструбила об этом по всему миру. О предательстве Леонида Хрущева ведомство Геббельса не говорило никогда.
Правда, Хрущев не был Сталиным, но все равно он был членом Политбюро.
В середине 90-х в архивах было найдено письмо Заморина, которое он послал Косыгину уже после того, как Хрущева отправили в отставку. В нем он писал, что побоялся сразу сказать о том, что самолет Леонида развалился в воздухе на его глазах. А значит, ни о каком возможном спасении пилота и речи идти не могло.
По словам Заморина, на него давило его непосредственное начальство. Этим людям наиболее выгодным показался вариант, в котором Леонид считался бы пропавшим без вести. Эти версия оставляла надежду, что сын члена Политбюро жив, а их самих не накажут слишком строго. При Брежневе это письмо не обнародовали. Тогда обелять Хрущева не было смысла.
Самое интересное случилось в 1980 году, когда поисковая группа Метростроя работала в этом районе по розыску погибших воинов и обнаружила в болоте самолет.
С самолета сняли шильдик, где был номер, который они и указали в официальном запросе, и отправили в Подольский военный архив Минобороны.
Через три месяца они получили ответ, который оказался совершенно однозначен. Самолет ЯК -7Б принадлежал 18-му гвардейскому истребительному полку, и последний вылет на нем совершал старший лейтенант Леонид Хрущев.
А с женой Леонида поступили так же, как и с женой Якова Джугашвили. После того, как стало известно, что Яков попал в плен, его супруга Юлия Мельцер тут же была арестована как жена потенциального предателя Родины.
Любовь Сизых не избежала такой же участи. Правда, родственники Хрущева утверждали, что Любу арестовали не из-за Леонида, а за то, что среди ее подруг были жены иностранных дипломатических работников. А еще она два раза позволила себе сходить в театр с французским консулом. В те времена для ареста этого было достаточно.
Люба отсидела очень долгие годы и вышла на свободу только после 1956-го года. Их дочь Юлию Никита Сергеевич сразу удочерил. О том, что она внучка, а не дочка, Юла узнала только когда ей исполнилось 17 лет.
Ее сводному брату Толе, сыну Любы от первого брака, повезло меньше. Когда мать арестовали, мальчику сказали, что его мама уехала. В тот же день его отвезли в Ставрополь и поместили в детский дом.
Детские дома сталинской эпохи были ужасны и в мирное время. В войну же они превратились в настоящий ад. Месяц спустя Толя убежал из приюта и доплыл на пароходе до Куйбышева. Грязный, завшивленный, покрытый сыпью, объявился на пороге дома Хрущевых.
Но Нина Петровна снова сдала его в детдом. После этого он никогда не пытался наладить с этой семьей контакт. “Я их забыл. Они для меня перестали существовать”, - сказал он.
Позже Юла об этом инциденте сказала так: “Мама взять его не могла. Поверьте мне. Я не могу это комментировать. Не имею права”.
Надя
Надежда. Еще одна дочь Хрущевых. Она родилась больной. И Надежды родителей не оправдала. Девочка прожила всего три месяца.
Рада
Как-то Рада, которая родилась через два года после смерти Нади, спросила у матери: -Почему ты назвала меня Радой?
-Потому что я была очень рада тому, что ты родилась, - ответила Нина Петровна.
И дочь в ответ неизменно радовала родителей. Еще в университете, на факультете журналистики, Рада познакомилась со своим будущим мужем, тоже студентом-журналистом, Алексеем Аджубеем. “Не имей сто рублей, а женись, как Аджубей”. Такая переделанная поговорка ходила в журналистской среде в хрущевские времена.
Действительно, при Хрущеве Аджубей сделал стремительную и блестящую карьеру. 10 лет он возглавлял “Комсомольскую правду”, затем “Известия”. Но стоило свергнуть Хрущева, карьера Аджубея закончилась столь же стремительно, как и началась.
Когда Хрущева сняли, Никита Сергеевич сказал: -Эх подвел Алешку. Жалко парня.
Хрущев прекрасно знал, что “Известия” под редакцией его зятя была лучшей газетой в стране.
Аджубея взял к себе Грибачев, редактор журнала “Советский Союз”. Но работал он там без права подписи своих материалов. Такое положение не могло не сказаться на его здоровье.
А Рада Хрущева на своем посту редактора журнала “Наука и жизнь” удержалась. Возможно, потому, что никогда не лезла в политику. Она и с отцом, и без отца сумела сделать журнал интересным. Аджубей не мог смириться, полез в политику, писал статьи.
А Рада не стала шуметь крыльями, а тихо и спокойно делала свою работу. Брак, которые многие считали чистым расчетом со стороны Алексея, оказался крепким и надежным. Трое сыновей выросли умными и талантливыми, в свою очередь порадовав мать не менее умными и талантливыми внуками.
Эту женщину знакомые, друзья, близкие характеризовали только одним словом: ровная.
Сергей
Второй сын Никиты Сергеевича стал гражданином США. Он сменил не только гражданство, но и профессию. В СССР он был подающим надежды ученым-ракетчиком, а в США стал политологом.
Такую смену деятельности многие относят к тому, что никаким видным ученым он не был, а все его достижения - не более чем высокое положение отца.
После того как Хрущева отправили на пенсию, Сергей быстро был уволен из КБ Челомея. Перебивался на незначимых работах, а когда получил приглашение из США, перебрался туда. В СССР для него перспектив однозначно не было.
Елена
Судьба младшей дочки Никиты Хрущева удивительно похожа на судьбу Юлии. Его старшей дочери. Болезнь, как и в случае с Юлей, стала тяжким крестом, который Елена несла свою недолгую жизнь.
Врачи называют ее заболевание ”системной волчанкой”. В семье Хрущевых называют туберкулез. Но “волчанка” дает осложнение и на сердце, и на почки, и на мозг. В те годы она была неизлечима.
В полной зависимости от лекарств и врачей Елена все-таки пыталась жить обычной жизнью. Вышла замуж, работала в Институте мировой экономики международных отношений.
Елена умерла через год после смерти отца. Ей было всего 35.
Только что похоронившая мужа Нина Кухарчук оплакивала теперь младшую, а потому и любимую дочь. Похороны едва не свели ее в могилу. Но она выдержала.
Ей было суждено прожить еще 12 лет. В 1984 году не стало и ее.
Дорогие читатели. Благодарю вас за внимание. Желаю мирного неба над головой, здоровья, счастья. С уважением к вам.