Вызванные деятельностью человека опасности часто становятся причиной масштабных катастроф. Это техногенные катастрофы. Стоит, например, плотина. Потом идут дожди и ее прорывает. Гибнут люди. Но если бы не деятельность человека – ничего бы не было. Не было бы плотины – и ее бы не прорвало, и не погибли бы люди. Давайте составим топ самых страшных техногенных катастроф в истории человечества. Поехали.
10 место. Около 300 погибших.
9 мая 1993 года в России отпраздновали День Победы. А в далеком Эквадоре в шахтерском городке Намбиджа на высоте 2600 метров над уровнем моря день начался как обычно. Здесь около 10000 человек жили уже не первый год. У каждой семьи была своя мини-шахта, которая и кормила их. Большинство домов построены прямо над входами в штольни из дерева и жести. В результате бесконтрольной неорганизованной добычи окрестные горы стали наполовину полыми. Специалисты уже давно предупреждали людей об опасности. Дожди, активно лившие три месяца до катастрофы подготовили ее, сделав почву мягкой и скользкой. И 9 мая днем тысячи тонн грязи и камней обрушились вниз по крутому склону, лишенному деревьев, засыпав часть города. Точное количество жертв установить невозможно. Специалисты осторожно говорят о примерно трехстах погибших.
9 место. 1710 километр Аша – Уллу Теляк 4 июня 1989 г.
Это самая ужасная железнодорожная катастрофа в СССР. 575 погибших и более 600 раненых. В трубе нефтепровода образовалась трещина длинной 1,7 метра. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газо-воздушная смесь скопилась в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль. И в момент прохождения по 1710 километру поездов №211 «Новосибирск — Адлер» и №212 Адлер – Новосибирск смесь взрывается. Возможно, кто-то вышел в тамбур покурить… Или же возникла искра в токоприемнике локомотива… Мощность взрыва была оценена в 250—300 тонн в тротиловом эквиваленте. По другим оценкам, мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн. Столб пламени был виден за сто километров. Это был объемный взрыв, который стал тяжелым испытанием для медицинских служб. Такого количества тяжелых больных с ожогами в СССР еще никогда не было…
8 место. В сумме 1500 погибших. Взрыв в порту Тексас-сити.
Эта мощная катастрофа, случилась 16 апреля 1947 года. Дело было так. Утром 16 апреля 1947 года судно Гранкан стояло на погрузке. На него уже несколько дней грузили аммиачную селитру в мешках. В 8 утра, когда погрузка возобновилась, рабочие увидели дым, поднимающийся из трюма. Помощник капитана запретил использовать водяную систему пожаротушения, чтобы не испортился груз, а отдал команду задраить люки и подать пар. Но вскоре крышки люков сорвало и все увидели уже пламя. Команда без паники покинула судно. Вызвали пожарных. К этому времени на берегу собралась большая толпа зевак. Неожиданно, в 9-12 судно взлетело на воздух. Вода вокруг него испарилась, обнажив дно. Обломки корабля разлетелись на 3-4 километра вокруг. Обломками и ударной волной сбило два самолета в воздухе. Мнгновенно было убито несколько сотен человек. В городе заполыхали склады и автостоянка. Начался пожар еще на двух судах с аналогичным грузом. И ночью еще два взрыва добавили красок этой катастрофе. 2/3 города было стерто с лица земли. Было уничтожено ¾ химической промышленности. В сумме погибло около полутора тысяч человек. Пожары тушили еще трое суток..
7 место. Взрыв в Бомбее. От 1000 до 1500 погибших.
Эта эпичная катастрофа разыгралась в порту Бомбея 14 апреля 1944 года. Все началось в полдень: над стоящим на разгрузке транспортном судне «Форт Стайкин» показались струйки дыма. А загружено судно было особо опасными грузами: более тысячи тонн торпед, мин, взрывателей, фальшфейеров, взрывчатки. Кроме того, на борту было 1200 тонн хлопка-сырца, сера в мешках, удобрения, бревна и три тонны металлолома и бочки со смазочными материалами, некоторые из которых протекали. Такое сочетание груза было явно неправильным, и капитан Александр Джеймс Найсмит попытался выразить протест, но время было военное. Каждое судно должно быть загруженным по-максимуму. Необходимо сказать, что хлопок-сырец имеет опасную особенность: при повышении влажности его температура может сильно повышаться. Между тем дым заметили и на Стайкине, но поначалу не придали большого значения. Команда судна попыталась потушить возгорание своими силами. Однако через полчаса стало ясно, что ничего не получается: проникнуть к очагу мешал металлолом. Наконец дым увидели и члены аварийной портовой команды. Зная об опасном грузе, они попытались передать диспетчеру «сообщение № 2» (крайне опасный пожар), но не дозвонились. К судну отправились две пожарные команды. Вода в трюм лилась потоками, но задымление только усиливалось. Один из бортов сильно раскалился. Наконец, до диспетчера дозвонились, и на помощь были отправлены все пожарные команды. На оперативном совещании было принято решение разрезать раскалившийся борт и заливать очаг водой. Но обе газорезательные установки оказались неисправны. К 15-40 загорелись ящики с боеприпасами, и капитан приказал всем покинуть судно. А на берегу собралась большая толпа зевак, которую никто не предупредил об опасности… В 16-06 рвануло. Сила взрыва была такой, что образовавшееся цунами корабль водоизмещением 4000 тонн забросила на крышу портового склада высотой 17 метров! В 12 километрах от эпицентра в домах вылетали стекла, а подземный толчок зафиксировала станция в полутора тысячах километрах. Через полчаса последовал второй взрыв. На город посыпались обломки и падал горящий хлопок. В радиусе километра горело буквально все. Существовала очень высокая вероятность, что пламя уничтожит весь центр города. Поэтому было принято решение снести целые кварталы полосой в полкилометра ширины, чтобы обезопасить остальной город. И это сработало. Но, несмотря на это, полностью пожары были потушены только через две недели.
6 место. Вайонт. Погибло от 2000 до 3000 человек.
Эта высоченная – 260 метров- плотина на реке Вайонт – притоке реки Пьяве была построена в 1961 году. Летом 1963 года в этих местах прошли обильные дожди и на склонах гор у водохранилища появились трещины в почве. Наметились оползни. Но этому не придали должного внимания. И поздно вечером 9 октября в 22-39 двухкилометровый участок склона за 45 секунд сошел в водохранилище, вызвав локальное мегацунами. Волна ударила в противоположный склон, достав до домов, расположенных на высоте 250 метров от уровня водохранилища! Затем она перехлестнула через плотину и обрушилась вниз по долине Вайонта и Пьяве, гигантским валом высотой до 90 метров, смывая все на своем пути. Погибло от 2 до 3 тысяч человек. Как оказалось, при строительстве водохранилища не учли прослойки глины в почве, которая сработала как смазка. А летние дожди напитали почву водой и сильно подняли уровень грунтовых вод..
5 место. Чернобыльская атомная станция.
В сумме до 4000 погибших, гигантский экономический ущерб. Это случилось ночью 26 апреля 1986 года во время запланированных испытаний по выбегу генератора. В результате недостатков конструкции реактора, которые до этого никак себя не проявляли, и ошибок операторов при попытке заглушить реактор, его мощность стала неконтролируемо расти и в 1 час 23 ночи рвануло. Эффект взрыва представлял собой фактически огромную грязную бомбу. Ни светового излучения, ни мощной ударной волны не было. Основной поражающий фактор – очень сильное излучение и выброс облученных частиц вокруг. На 4 энергоблоке возник пожар. После того, как стал понятен масштаб заражения, было принято решение эвакуировать город Припять. Впоследствии над 4 энергоблоком построили саркофаг, а ЧАЭС полностью остановили в 2000 году. По оценкам специалистов всего от радиации за более чем 30 лет умерло до 4000 человек. Огромная территория стала зоной отчуждения, а экономический ущерб сложно даже представить.
4 место. Взрыв в Галифаксе.
Погибло и пропало без вести почти 4000 человек. Это случилось 6 декабря 1917 года. Транспорт Монблан заходил в порт Галифакса. На его борту находилось около 2300 тонн сухой и жидкой пикриновой кислоты, 200 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и 35 тонн бензола в бочках. Вообще-то пункт назначения корабля – Бордо, Франция. Но именно в Галифаксе формировались конвои для перехода через Атлантику. В это же время из порта выходил норвежский пароход Имо. Капитаны судов не поняли друг друга, начали совершать хаотичные маневры расхождения. Итогом этого стало то, что Имо воткнулся носом в правый борт Монблана. Несколько бочек с бензолом лопнули, а их содержимое растеклось по судну. Имо дал задний ход и освободился. Однако, когда его нос выходил из борта Монблана, возникли искры, которые подожгли бензол. Капитан Монблана тут же отдал команду экипажу покинуть судно, понимая, что может случиться в любой момент. Монблан начал дрейфовать в сторону берега, навалившись в итоге на деревянный пирс. В городе почти никто не знал о том, какой груз был на Монблане. Именно поэтому все свободное население города наблюдало за пожаром. Неожиданно в 9-06 чудовищной силы взрыв уничтожил корабли, порт и большую часть города. В городах в радиусе 60 миль от Галифакса во всех церквях зазвенели колокола от ударной волны. 1963 человека погибло и еще 2000 пропало без вести. Мощность взрыва оценивается в 3 килотонны. Считается, что это был самый мощный неядерный взрыв в истории человечества.
3 место. Бхопал.18000 погибших.
Чудовищная катастрофа, унесшая 18000 жизней случилась в Индии, в городе Бхопал в ночь на 3 декабря 1984 года. Здесь функционировал завод американской кампании Юнион Карбид. На заводе производились пестициды для сельского хозяйства. В одном из производственных циклов использовался чрезвычайно токсичный метил-изоцианат. В 1984 году спрос на пестициды упал, и завод готовили к продаже. Но покупателя все не было, и завод продолжал работать в полсилы. Оборудование было уже изношено и за ним почти не следили. А поскольку завод понемногу работал, скопились большие запасы мелилизоцианата, которые некуда было девать. Ночью 3 декабря по каким-то причинам температура метилизоцианата поднялась, и он закипел, подняв давление в емкости до критического. Аварийный клапан не сработал, и его разорвало. В воздух стал выходить супер токсичный газ. Всего было выброшено 42 тонны этого газа, который облаком накрыл собой почти весь город и железнодорожный вокзал. 3000 человек погибло в первые часы катастрофы и еще 15 тысяч – в последующие годы. Общее количество пострадавших – 150 тысяч.
2 место. Баньцао. В сумме 230 000 погибших.
Дамба Баньцао на реке Жухе была построена с запасом прочности, чтобы выдерживать сильнейшие наводнения, которые могут происходить раз в тысячу лет. Но в августе 1975 года сюда подошел тайфун Нина и общее количество осадков побило все возможные рекорды. Произошло событие, которое случается в этих местах раз в две тысячи лет или еще реже. 8 августа не выдержали вышерасположенные дамбы. Они стали рушиться одна за другой, по эффекту домино. В сумме прорвало 62 плотины. Не выдержала и дамба Баньцао. Вниз по долине пошел вал воды шириной 10 километров и высотой до 8 метров, смывая все на своем пути. Волна прошла более 50 километров. Получилось локальное цунами. Было уничтожено почти 6 миллионов зданий, погибло более 300 000 голов скота. Там, где сигнал эвакуации был получен вовремя, погибло относительно немного людей. Но были деревни полностью смытые с лица земли. В волне погибло около 26 тысяч человек. Но в сумме, от голода и эпидемий после наводнения умерло еще более 200 тысяч. Пострадали миллионы.
1 место. Количество погибших точно неизвестно, но явно счет идет на миллионы.
Изменение среды человеком – длящаяся экологическая катастрофа, уже приведшая к массовому вымиранию множества видов животных, насекомых и растений. Следствием этого становится все более опасная окружающая среда, появление новых болезней и нарушений здоровья, сокращение качества жизни, появление смогов, эффекта черного неба и т.д. Надежда на то, что человек станет относится более ответственно к своей планете все же есть, несмотря ни на что..