Родители, как правило, хорошо знают своих детей, особенно в дошкольном возрасте, и именно они могут первыми заметить, что что-то идет не так в развитии ребенка. Для более точного определения дефицитов и нормы психического развития можно пройти психологический или ментальный чекап (от английского check up — проверка).
По сути, это сверка показателей психического здоровья со среднестатистическими показателями, принятыми за норму в определенном возрасте. Поэтому в зависимости от возраста меняется и содержательная сторона чекапа. Это чем-то напоминает хорошо известную с советских времен диспансеризацию — плановый медицинский осмотр с проверкой основных показателей с целью профилактики ряда заболеваний или отклонений.
Для того чтобы снять лишнюю тревогу, в этой статье педагог-психолог Гимназии Сколково Ольга Борисова расскажет об основных показателях психоэмоционального благополучия ребенка, что и будет своеобразным психологическим чекапом.
В начале жизни ребенка взрослые обращают внимание на его физическое развитие, работу органов восприятия и внутренних органов. Если говорить о психоэмоциональном развитии, то важно появление первой улыбки ребенка.
Сначала улыбка появляется в ответ на улыбку взрослого, позже — как реакция на что-то позитивное, происходящее во взаимодействии с другим, и ещё чуть позже появляется первый смех — как понимание смешной ситуации и общего настроения окружающих. В случае отсутствия улыбки у ребенка необходимо проконсультироваться с педиатром и неврологом, так как это может быть одним из симптомов расстройства аутического спектра.
Родителю ребенка в возрасте до 3 лет следует обратить внимание на то, как ребенок двигается (самостоятельно бегает, ползает, садится, пытается подпрыгнуть), может ли он повторить за взрослым движение или комбинацию движений, звук, слово, предложение.
Важно, насколько ребенок понимает речь взрослого, его интонации и базовые эмоции, как сам выражает свои эмоции (соответствуют ли они ситуации), как взаимодействует с новыми людьми.
Манипулирование предметами (ребенок может положить предмет во внутрь, рядом, на другой предмет, спрятать предмет) и умение самостоятельно есть, умываться, частично одеваться — все это показатели владения своим телом и развития самостоятельности.
Сложности в овладении этими навыками могут быть связаны с проблемами со слухом, зрением, координацией. В этих случаях педиатр порекомендует обратиться к неврологу, психологу, логопеду или нейропсихологу за консультацией для разработки плана развивающих занятий дома или в специальных центрах со специалистами с целью коррекции психофизического развития.
В период с 3 лет и до школы дети, как правило, посещают детский сад. Здесь в новых условиях развития взрослые отслеживают такие показатели психоэмоционального здоровья:
- понятная речь, которая обогащается новыми словами с каждым годом, становится грамматически правильной и помогает ребенку объяснить свои и чужие действия;
- координация движений, их согласованность для достижения конкретного результата (сделать куличик, построить высокую пирамиду, собрать модель из конструктора, провести машину по определенной поверхности, играть с мячом, ездить на велосипеде и т. п.);
- развитие мелкой моторики (рисование предметов, схожих с образцом, лепка из пластилина/теста и т. п.);
- умение и желание ребенка играть в различные игры, в том числе и ролевые, как одному с предметами, так и с другими детьми;
- умение сопереживать другому, самому адекватно выражать свои эмоции (ребенок может как помочь другому, так и защитить себя, порадоваться или расстроиться из-за того, что не оправдались его ожидания);
- наличие любопытства и желания узнавать новое, проявление интереса к знаниям или какому-либо процессу. Для этого у ребенка должно быть понимание количества, размера, распространенных категорий и их наполнения (например стол, стул, кровать — это мебель, мяч, кукла, машинка — это игрушки и т.п.);
- умение из деталей составить целое (собирать разрезные картинки, конструкции), составлять логическую последовательность из картинок, что показывает понимание им причинно-следственных связей.
Перед первым классом родители особенно волнуются, насколько ребенок готов к обучению в школе. Делая упор на умение читать и писать, они забывают о развитии социальных навыков и общих когнитивных способностей, что приводит к большим трудностям у ребенка в школе. Чтобы этого избежать, важно обратить внимание на следующие показатели психического здоровья: речевые навыки, социальные навыки, когнитивные способности.
Сейчас в большинстве российских школ есть психологи, которые ежегодно проводят диагностики с целью мониторинга развития основных психических функций детей (особенно это важно в начальной школе), и в случае необходимости консультируют родителей о возможных вариантах развивающей и коррекционной работы в школе, дома, психологических центрах.
Подростковый период заранее вызывает тревогу у родителей. И не случайно. Сейчас возрастные рамки наступления проявлений подросткового возраста сместились к 10 годам, и сам период стал длиться дольше.
В психологии есть точка зрения, имеющая много сторонников, о том, что в каждом периоде необходимо выполнить определенные задачи развития, и если они не выполняются, то человек в психологическом плане остается в этом периоде, пока не выполнит задачи развития.
В подростковом возрасте основными задачами развития будут следующие:
- в ментальном плане — переход к абстрактному мышлению, что дает возможность понимания алгебры, тригонометрии, физики;
- в социальном плане — разрыв старых и выстраивание новых социальных связей, развитие навыков конструктивного взаимодействия с людьми, умения работать в команде;
- в личностном плане — осознание и выстраивание себя как личности, имеющий половую, национальную, культурную принадлежность с адекватной самооценкой; выстраивание своих морально-нравственных принципов.
И девочки (начиная с 10 лет), и мальчики (чуть позже, с 12—14 лет) переживают пубертатную «ломку» примерно до 18 лет по-разному, но в равной степени и те, и другие сами по себе подвержены полной палитре кризисных психологических состояний. С детьми помладше еще можно договариваться и сохранять авторитет взрослого через интересы и привлекательные для подростка черты личности, потом наступает период, когда подросток рвет связи с родными, больше общаясь с ровесниками или закрываясь в одиночестве. Через это надо пройти. После подросток постепенно вернется в обновленный круг знакомых и близких, но уже преобразившимся человеком. Безусловно, семейная экосистема влияет на глубину контакта подростка с внешним миром и другими.
Именно поэтому диагностика семейной системы — неотъемлемая часть общей психологической диагностики. Если в семье существует отношение к психологам как специалистам по психологическому здоровью, посредникам, помогающим найти утерянное взаимопонимание, то можно без серьезных переживаний сходить всей семьей на консультацию к семейному психологу.
Культура конструктивного взаимодействия друг с другом будет постепенно входить в жизнь вашей семьи, и забота о другом, понимание и принятие станет нормой жизни.
Психологический чекап во взрослом и пожилом возрасте не менее важен. У него свои специфические особенности, и об этом можно поговорить в следующий раз. Но задача взрослых — вырастить здоровое поколение, а потому позаботиться о психологическом здоровье детей важно так же, как и о физическом.