Найти тему

Комментарий к молитве равноапостольным Константину и Елене

«Молитва есть общение и единение человека с Богом», – такими словами о молитве высказывается великий богослов святитель Иоанн Златоуст. Действительно, именно посредством молитвы верующие имеют возможность напрямую или посредством молитвенного обращения к святым обращаться к Господу Богу, просить помощи, благодарить и восхвалять предвечного Творца.

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Церковная традиция связана с устоявшей еще со времен Древней Церкви практикой прибегать за помощью к святым – величайшим людям, которые своей жизнью показали пример великого благочестия и оставили неизгладимый след в истории, своего рода пример пути достижения Царства Небесного.

Таких святых великое множество и некоторым из них посвящены особые молитвы, в которых верующие молят о заступничестве перед Господом Богом.

Святой равноапостольный император Константин Великий и матерь его царица Елена в эпоху особо тяжелых гонений на христиан III века по Р.Х. своей жизнью явили основание и защиту веры Христовой от посягательств мирских, гонителей веры и посягательств духовных – ересей, которые были осуждены благодаря созванным императором Константином Первым Вселенским Собором.

Подвиг ограждения целой империи и еще более глобального по масштабам – веры Христовой, находит отображение в молитве святых равноапостольных Константина и Елены, где верующие просят о заступничестве святых.

Молитва на Церковнославянском языке звучит так: О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарне восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Начинается молитва величественным обращением к святым звательной форме, которая сохранилась в церковнославянском языке наравне с остальными падежами, но при этом выделяется особой интонацией: О святии равноапостольнии Константине и Елено!

Святые Константин и матерь его Елена равноапостольные, то есть святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных местах, как например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверный князь Владимир, святая Нина, просветительница Грузии и др.

После особого молитвенного обращения к равноапостольным верующие молят святых: Избавите приход сей и храм наш.

Своей жизнью святые Константин и Елена, как уже было ранее сказано, явили подвиг защиты целой империи и веры Христовой, а также подвиг апостольского благовестия.

Таким образом, это прошение является малым отображением подвига святых, ибо просьба об ограждении прихода и храма – это малый, но не менее важный элемент по сравнению с подвигом заступничества империи и веры.

В этом отрывке важно отметить некоторые понятия: приход – религиозная община христиан, которая состоит из клира и мирян, объединенных при церкви; храм – это не только каменное строение, но еще и дом, состоящий из живых людей и дом Божий.

Все это верующие просят избавить, то есть освободить, спасти от всякаго навета вражия – от всякой клеветы вражеской земной и духовной. Главный враг человечества – это дьявол, который является главным клеветником человечества.

Далее верующие молитвенно просят не оставить заступлением, то есть не оставить без защиты и умолить благость Христа – умолить милость, доброту и блаженство Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

После этого следует прошение о даровании помыслов мир, то есть помыслов спокойных, мирных, а также воздержание от пагубных страстей и всякия скверны.

С церковнославянского языка слово страсть переводится как страдание, которое является пагубным, то есть разрушительным, уничтожительным, ведущим к гибели.

Слово скверна означает «нечистота», но не простая, а духовная, которая именуется грехом.

Источник: avatars.mds.yandex.net
Источник: avatars.mds.yandex.net

Следующее прошение – благочестие же нелицемерное. Это образ жизни и мыслей подлинного христианина, который выражается в искренней любви к Богу и деятельном стремлении к Нему, соблюдении Его заповедей в истинном богопочитании.

Добродетель благочестия особым образом выделяется святыми отцами. «За благочестивых людей сражаются ангельское войско, сонм пророков, сила апостолов, предстательство мучеников», говорит святитель Иоанн Златоуст.

Вторая часть молитвы, посвященная равноапостольным Константину и Елене, также состоит из обращения к святым угодницы Божии и молитвенных прошений: испросите нам свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния.

О кротости и смиренномудрии в послании к ефесянам говорит апостол Павел: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4:2-3).

Смиренномудрие обозначает ту же самую добродетель, которая в Нагорной проповеди называется «нищетою духовною», то есть истинное сознание своего недостоинства и немощи.

В свою очередь добродетель кротости является естественным следствием смиренномудрия, ведь человек, сознающий свою собственную немощь, всегда будет кроток к другим, хотя бы те и провоцировали его своими поступками на гнев.

После следует прошение о даровании духа терпения и покаяния – добродетелей, которые характеризуют человека осознанным, смиренным, безропотным, благодушным отношением к скорбям и испытаниям, ниспосылаемым или попускаемым Богом, а также твердым перенесением этих испытаний и скорбей.

Завершающая часть молитвы содержит в себе слова, которые являются проекцией того способа пути, которым верующие стремятся пройти свой оставшийся жизненный путь: да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем.

В данном отрывке стоит обратить внимание на существительное живот, которое на русский язык переводится как «жизнь», а не «часть человеческого тела».

Завершается молитва не типичным для большинства молитвословий обещанием в час смертный с благодарностью восхвалить Господа Бога. Особым образом в данной части прославляется Единица в Троице и Троица во Единице: Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельню.

Неслучайно в молитве, посвященной святым равноапостольным Константину и Елене, так широко представлено упоминание Лиц Пресвятой Троицы. Святой равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор, на котором особое внимание уделялось именно триадологическому учению Церкви.

Святая Церковь имеет в своем основании неколебимые догматы, одним из которых является догмат о Святой Троице, который гласит: Господь Бог единый по существу и троичный в Лицах. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.

Святые равноапостольные Константин и Елена своей жизнью явили пример апостольского служения. Имея на плечах огромную ответственность о попечении, защите и ограждении целой империи, они не забывали о вере православной и всеми силами трудились на благо утверждения Церкви Христовой.

Пример равноапостольных Константина и Елены показывает, что при огромной занятости, загруженности православным христианам в современном мире нельзя забывать о Церкви Христовой и, по возможности, нести проповедь Евангелия в мир.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение

Текст подготовил диакон Иоанн Щербенко.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»

Страница проекта в VK

Наш канал в Telegram